Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

 

Аналитика

Пресс-служба нового формата: больше мультимедийности и присутствия в соцсетях

Пресс-служба нового формата: больше мультимедийности и присутствия в соцсетях

Текст на кыргызском For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Осенью 2018 года в странах Центральной Азии, за исключением Туркменистана, стартовали тренинги организованные Интерньюс под общей темой: «Использование социальных сетей и мультимедийных форматов в работе пресс-служб для усиления информационного воздействия, противодействия экстремистской идеологии, снижения конфликтности в обществе».

Данный тренинговый цикл – часть обширного проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», финансируемого Европейским союзом. Опытные тренеры, прошедшие предварительно обучение у зарубежных экспертов, специализирующихся на информационном противодействии экстремизму, провели в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Казахстане серию обучающих мероприятий.

От Кыргызстана в проекте участвовало Общественное объединение «Журналисты», сотрудники которого организовали тренинги для пресс-секретарей, представителей отделов по связям со СМИ и сотрудников аналитических отделов МВД, Генштаба ВС КР, МЧС, ГСИН, Генеральной прокуратуры, министерства юстиции, министерства образования, института Омбудсмена, министерства культуры, информации и туризма, полномочных представительств правительства КР в Нарынской, Иссык-Кульской, Ошской областях, Духовного управления мусульман Кыргызстана.

Эта статья – свободное текстовое изложение некоторых основных тем объемной программы тренинга, проходившего в два 3-дневных этапа.

Она может использоваться пресс-службами как небольшое универсальное руководство

  • по присутствию в социальных сетях,
  • использованию ими мультимедийных инструментов для эффективного взаимодействия с обществом,
  • прямого информирования аудитории.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

Факт, что сейчас основной канал получения информации – это социальные сети. К сожалению, они же — каналы распространения фейковых новостей, слухов, провокационных и панических сообщений, именно в них сосредотачиваются деструктивные сайты и сетевые группы, распространяющие экстремистскую идеологию. Значит, для обеспечения информационной безопасности Кыргызстана пресс-службы госорганов должны там обязательно присутствовать и активно распространять свой контент в тех форматах, которые наиболее отвечают модели медиапотребления современной аудитории.

«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ» ПРЕСС-РЕЛИЗА

Пресс-релиз как основной вид информационных продуктов пресс-служб государственных органов не только сохранил свое значение, но стал еще более актуальным средством коммуникационной связи с обществом.

Причина кроется в комплексе факторов, среди которых можно выделить три основных:

  1. «Кризис доверия» к СМИ – эта проблема хорошо известна, и связана она с потерей прежнего влияния средств массовой информации как надежного источника новостей. Традиционная пресса дает слишком много поводов для критики из-за заметного увлечения пропагандой, манипулированием общественным мнением, чрезмерной коммерциализацией, сенсационной подачей новостей.
  2. Наступление фейк-ньюс — несмотря на то, что «информационная чума» 21 века пристально изучается специалистами и все технологические гиганты в сфере интернет-коммуникаций предпринимают усилия по минимизации деструктивного влияния фейковых новостей, проблема продолжает оставаться серьезной.
  3. Развитие медиатехнологий – технический прогресс дал возможность производить информацию в больших объемах даже совсем небольшим творческим командам, какими обычно и являются штаты пресс-служб государственных органов. Использование всех технологических возможностей позволяет пресс-службам, состоящим даже из 2-3 сотрудников, превращаться в полноценную редакцию, способную делать качественный мультимедийный контент.

ПРЕСС-СЛУЖБА – КАК ПОЛНОЦЕННОЕ МИНИ-СМИ

Другой плюс развития технологий – возможность пресс-служб самостоятельно присутствовать на информационном поле через официальные сайты, собственные аккаунты в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах. Это серьезно подрывает былую монополию СМИ. Сотрудники пресс-служб со стажем помнят, какой проблемой раньше было уговорить редакции опубликовать то или иное сообщение.

Сейчас же ситуация кардинально поменялась: СМИ и сами охотно заполняют свои площади официальной информацией пресс-служб, и пресс-службы зачастую сами начали учиться обходиться без помощи СМИ, адресуя пресс-релизы и иные форматы информационных материалов напрямую своим целевым аудиториям с помощью соцсетей.

Повседневная информационная жизнь сама привела к тому, что из-за фейковых новостей, манипулирования, дефицита критического мышления, различных проявлений феномена «постправды» — когда воздействие на сознание аудитории производится не с помощью фактов, а посредством субъективных и управляемых эмоций, сами журналисты изменили свое отношение и стали видеть в пресс-службах заслуживающий доверия источник информации.

Такое доверие легко проследить, потому что СМИ, как уже было отмечено, больше и охотней стали заполнять свои новостные ленты сообщениями пресс-служб госорганов. Лишь отчасти это происходит в силу дефицита собственных материалов СМИ, большее значение играет именно надежность источника. К тому же, без надежных источников информации очень трудно добиться высокого уровня медиаграмотности всего общества.

Все понимают, что специфика работы пресс-служб официальных ведомств предполагает точность их информационных пресс-релизов. А точность, корректность и проверка информации на достоверность при засилье фейковых новостей — это самая крепкая информационная «валюта».

Тем более, что пресс-службы по роду своей деятельности – это еще и основные инфомейкеры, первоисточники новостей и эксклюзивной информации. Недаром уже достаточно давно журналисты стараются завязать с пресс-службами «особые» отношения, чтобы получать их информацию в приоритетном порядке.

«ПЕРЕУПАКОВКА» КОНТЕНТА ДЛЯ СОЦСЕТЕЙ

Как пресс-службы или отделы по связям с общественностью и СМИ государственных и муниципальных органов могут максимально извлекать все плюсы своего положения?

Ответ прост – сохранять и продолжать применять прошедший испытание временем опыт и активно осваивать новые технологические возможности, оставляя на своем вооружении самые эффективные средства.

Наблюдения показывают, что в Кыргызстане пресс-службы пока недостаточно внедрились в социальные сети. Они присутствуют, за редким исключением, только на одной-двух платформах. Во многих случаях официальные страницы пресс-служб в соцсетях используются лишь для механического копирования контента их сайтов. Но контент сайтов, к сожалению, мы не всегда можем назвать сильной стороной пресс-служб.

Конечно, нужно учитывать, что пресс-релиз, как самый массовый формат в работе пресс-служб, по естественным причинам продолжает оставаться очень консервативным жанром информационных сообщений. Более того, возможно именно эта самая консервативность и стала причиной тенденции роста доверия к сообщениям пресс-служб в противовес засилью фейковых новостей, когда ответственное отношение к точности и достоверности информации вывело пресс-релизы в лидирующий жанр.

Но вместе с тем здоровый консерватизм и ценные традиции в работе пресс-служб нужно избавлять от представления о пресс-релизах как о чем-то скучном и тяжеловесном, написанном неудобочитаемым бюрократическим языком и чрезвычайно изобилующим канцеляризмами.

Вот почему аудитория предпочитает читать эти пресс-релизы после обработки редакторами на сайтах СМИ, а не в оригинале и на сайтах-первоисточниках.

КАК ПИСАТЬ ИДЕАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Сама схематическая конструкция пресс-релизов, конечно же, вряд ли нуждается в изменениях, но вот закосневший стиль сообщений нужно ломать самым радикальным образом.

Помните извечный спор: кто же все-таки сотрудники пресс-служб – чиновники или журналисты?

Так вот, как производители контента они, безусловно, журналисты. И должны делать именно то, что требуется от журналистов при новостной подаче – а любой пресс-релиз является, прежде всего, новостью! – это лаконичность и ясность.

Что делать, если вы — начинающий сотрудник пресс-службы и вам нужно подготовить пресс-релиз на основе предоставленной вам официальных сведений о деятельности вашего ведомства или самостоятельно собранной информации?

Прежде всего, нужна проверка всех данных, попавших в ваше распоряжение: уточнение всей фактуры, требующей абсолютной точности – имен собственных, географических названий, названий организаций, адресов, дат, чисел, терминов, прямых цитат и всего остального, что требует конкретизацию и что исказит информацию при ее ошибочном преподнесении.

Затем вы должны выстроить сюжет новости, то есть описать действия в их строгой хронологической последовательности – фабулу произошедших или предстоящих событий. Потом нужно убедиться, что ваш текст соответствует главному стандарту новостного сообщения – универсальному правилу «пяти W», когда готовая информация должна отвечать на вопросы: Who — кто, What — что, When — когда, Where — где, Why – почему?

Например, если вы готовите анонс о пресс-конференции, то ваше сообщение обязательно должно содержать информацию, что руководитель вашей организации (кто) проведет пресс-конференцию для СМИ (что) завтра в определенный час (когда) в пресс-зале министерства (где), чтобы рассказать об итогах работы за последний месяц (почему). Но профессионалы знают, что на самом деле «золотая» формула написания новости выглядит полнее – «пять W + H», где H это How – как?

И тогда вы дополняете новость объясняющей информацией, например, уведомляете журналистов, что для участия в мероприятии необходимо пройти регистрацию и как они могут это сделать, что после пресс-конференции для них будет устроен кофе-брейк с возможностью неформального общения с чиновниками, можно также указать контакты, по которым журналисты смогут обратиться в пресс-службу с уточняющими вопросами и так далее.

ЕЩЕ НЕМНОГО «КЛАССИКИ»

Сотрудники пресс-служб также должны помнить о втором важном правилесоставления новостей. Речь идет о принципе «перевернутой пирамиды», который заключается в ранжировании информации по ее новостной ценности – в самом начале вы сообщаете о самом важном, существенном и актуальном, затем по нисходящей переходите к менее значимым, второстепенным и дополнительным деталям информации.

Этот прием особенно важен, если речь идет о развернутом пресс-релизе с большим объемом информации и сложной повествовательной структурой. Если по каким-то причинам не получится раздробить такую информацию на несколько пресс-релизов, то применение «перевернутой пирамиды» — идеальный выход.

Иерархичное упорядочивание составных частей новости имеет несколько прагматических причин, среди которых главная – необходимость сразу сообщить читателю основную информацию, чтобы заинтересовать его или, по крайней мере, чтобы он понял, что составляет суть новости.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ

Следующая задача при подготовке пресс-релиза – но лишь по счету, а не по важности! – это визуальное сопровождение текстовой части информации. Недооценивать значение иллюстративного ряда нельзя, особенно при современном уровне развития мультимедийных инструментов. Нет нужды доказывать, что сейчас культура медиапотребления заметно изменилась, и читатели в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение тем материалам, которые содержать визуальный контент. И эта реальность, которую пресс-службы не могут игнорировать.

Фотографии, простое видео или же готовые видеосюжеты, вся линейка инфографических материалов, включая не потерявшие своей актуальности традиционные таблицы и диаграммы – это не просто дополнение к информации, все это может играть роль и самостоятельных информационных единиц.

А в комплексе с текстом пресс-релиза вы предлагаете своей аудитории совершенный информационный продукт. И дело не только в современных медиапривычках аудитории, предпочитающей смотреть, а не читать. Ведь визуализированная информация лучше воспринимается и сохраняется в памяти, чем только текстовая.

Азамат Тынаев, советник по контенту Представительства Internews в КР

* * *

Напоминаем, что эта статья – короткая выжимка большой тренинговой программы, рассчитанной на шесть дней и включающей в себя практическую часть по освоению навыков создания информационных материалов в мультимедийных форматах.

Тренинги могут быть проведены как на кыргызском, так и на русском языке. Если у вас есть заинтересованность, можете обратиться с предложением о сотрудничестве в Общественное объединение «Журналисты», контакты: journalist.kg@gmail.com, 0550-281-899, 0312-299-452.

Фото из открытых источников

Источник: http://internews.kg

Окшош посттор