Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

 

Аналитика

Медиаграмотность, или Как религиозным деятелям защитить сообщества от опасной информации

Медиаграмотность, или Как религиозным деятелям защитить сообщества от опасной информации

Текст на кыргызском For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В век цифровых технологий каждый человек должен быть медиаграмотным, а значит уметь правильно оценивать, анализировать поступающую информацию. Также отличать пропаганду и не становиться распространителем неверной, а иногда и несущей обществу деструктивной информации.

Такой программы нет в общеобразовательных школах, не говоря уже о религиозных образовательных учреждениях. Этот пробел в программе медресе постарался восполнить фонд Pro Lex имени Темира Джумакадырова в проекте “Медиаграмотность как стратегия предотвращения насильственного экстремизма” при поддержке демократической комиссии посольства США в Кыргызстане.

О проекте в Kaktus.media рассказали руководитель фонда Pro Lex Нора Суюналиева и медиаэксперт Марс Тулегенов.

 

Что сделано

“Недавно прошло обучение преподавателей медресе и Исламского университета Кыргызстана навыкам компьютерной безопасности и повышения медиаграмотности. Совместно с представителями Госкомиссии по делам религий и Духовного управления мусульман Кыргызстана мы разработали модуль, по которой должны были вести занятия очно. К сожалению, из-за пандемии все пришлось перенести в онлайн-формат. И мы переделали модуль под дистанционный формат”, – рассказывает журналист Марс Тулегенов.

Смена формата оказалась полезной в долгосрочном плане. Теперь разработанный модуль преподаватели религиозных учреждений могут использовать как готовый материал в любое время.

“В этом году сильно на всех повлияла пандемия. Наш проект не остался в стороне. Однако мы быстро смогли адаптироваться и перевести работу в онлайн-формат. Так как формат обучения в образовательных учреждениях изменился, вместо запланированных уроков для детей мы подготовили видеоуроки, которые потом помогут учителям в преподавании темы медиаграмотности. Для учителей и имамов провели тренинги в онлайн-режиме по медиаграмотности, а также по просьбе муфтията фонд провел онлайн- и офлайн-занятия по компьютерной и цифровой грамотности. Муфтият очень обращает внимание на компетентность сотрудников и преподавателей медресе, а также священнослужителей. Судя по откликам, мы попали в точку, абсолютно все благодарили за полученные знания”, – отметила руководитель проекта Нора Суюналиева.

Дело в том что у пандемии есть и положительные стороны, как у любого процесса. Она подтолкнула всех нас начать изучать современные доступные методы преподавания и освоить цифровой язык.

 

Обучение медиаграмотности – запрос самих религиозных людей

Ранее Тулегенов в команде с другими экспертами по другому проекту обучал пресс-службы казыятов медиаграмостности.

“Для развития медиаграмотности и критического мышления среди населения недостаточно одного проекта. Необходимо продолжать обучать в этом направлении, желательно в офлайн-формате. Сами участники высказывались, что офлайн-формат им нравится больше”, – отметил Марс Тулегенов.

Медиаграмотность особенно нужна людям, которые относятся к религиозному сообществу. Это запрос самих религиозных людей.

По его словам, важно обучение именно преподавателей религиозных учреждений, поскольку именно они работают с учащимися и могут предотвратить их попадание в опасные группировки.

Проект фонда Pro Lex имени Темира Джумакадырова внес большой вклад в развитие не только медиаграмотности, но и предотвращение насильственного экстремизма.

Нора Суюналиева же отмечает о важности медиаграмотности для религиозных лидеров.

“Медиграмотность хорошего религиозного лидера – это еще защита своего сообщества, прихожан от потока опасной информации. Именно поэтому мы решили работать именно в этом направлении”, – добавила она.

По словам главы отдела аналитики Госкомиссии по делам религий Гульназ Исаевой, учитывая условия, которые сложились в связи COVID-19, когда все образовательные, включая религиозные учреждения, перешли на дистанционную форму обучения, тренинги по навыкам медиа и цифровой грамотности были особенно полезны для учителей медресе.

“Наряду с актуальностью повышения навыков медиа и цифровой грамотности, безусловно, важно было обратить внимание представителей религиозных организаций и религиозных учебных на навыки критического мышления, чтобы разбираться и безопасно чувствовать себя в медиапространстве”, – отметила она.

 

Развитие критического мышления у детей – это панацея от многих болезней нашего общества

Нора Суюналиева поделилась, что как руководитель проекта она гордится проделанной работой.

“Я увидела результаты, у нас есть договоренность, что разработанный нами модуль по медиграмотности для преподавания в религиозных образовательных учреждениях войдет в предмет “Граждановедение”, который сейчас пилотируется в медресе Кыргызстана”, – отмечает она.

В планах фонда в дальнейшем еще поработать с детьми в этом направлении, так как в 2020 году пандемия внесла свои коррективы.

Именно развитие критического мышления у детей – это, можно сказать, панацея от многих болезней нашего общества.

 

Быть медиаграмотным – не так трудно

Продолжение работы в этой сфере необходимо из-за увеличивающегося с каждым днем потока информации.

“Работы много, поток информации увеличивается, даже по поводу пандемии мы получали сколько фейковой информации. Надо научить людей инструментам постправды. Элементарно информацию необходимо перепроверять перед тем, как переслать родным или следовать советам из определенного источника. Забота о себе и близких – это не только пища и одежда, это еще и ответственность”, – делится Нора Суюналиева.

По большому счету, быть медиаграмотным не так и трудно, ведь в мире информации, в которой она так легко производиться любым человеком из любого гаджета, точно также легко ее можно проверить, нужно лишь желание и понимание данной необходимости.

 

Еще раз о важности медиаграмотности для всех

По словам руководителя проекта, сегодня, когда люди живут в мире медиа, медиаграмотность – абсолютный must have для всех (must have – то, что обязательно должно быть. – Прим. Kaktus.media).

“Можно провести параллель с потреблением пищи: никто не будет есть испорченную пищу и некачественные продукты, мы обязательно проверяем качество, срок годности. Точно так же с информацией: ни в коем случае нельзя доверять любой информации, даже если вы получили ее от близких людей. Это очень нужный навык для всех, мы все должны одевать очки проверки, может даже скептицизма, прежде чем довериться той или иной новости. Великий Чингиз Торекулович и здесь был прав, говоря: “Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь“, – рассказывает она.

Люди очень доверчивые, и это приносит вред, потому что доверчивость сама по себе не страшное качество, пока она не влияет на вашу безопасность. Здесь нужно быть предельно осторожным, поскольку много людей и группировок, кто играет на вашей доверчивости.

Автор: Бермет Уланова

Кактус Медиа, 22.12.2020

Окшош посттор