Текст на кыргызском For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Данный факт обеспокоил владельцев интернет-сайтов и самих операторов связи. По этому поводу хотелось бы внести кое-какие пояснения.
В конкретном случае речь идет о недавних изменениях в законы КР «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об электрической и почтовой связи», подписанных Президентом КР в мае 2013 г. Данная инициатива исходила от Министерства Внутренних Дел КР, представители которого утверждали, что участились случаи распространения экстремистских и террористических идей в сети интернет. Но в практической деятельности возникает масса проблем по привлечению к уголовной ответственности лиц, распространяющих аудио-, аудиовизуальные и иные экстремистские материалы, предназначенные для публичного использования в международной компьютерной сети интернет, поскольку сервера экстремистских сайтов находятся за пределами Кыргызской Республики. Все это способствует преступникам в совершении противоправных деяний и уклонению их от уголовной или административной ответственности.
Поэтому министерство предложило внести в законодательство Кыргызстана поправки по установлению ответственности за распространение на интернет-сайтах информации экстремистского характера и пресечению такой деятельности. В законе «О противодействии экстремистской деятельности» также уточняется, что теперь информационные материалы признаются экстремистскими по месту их обнаружения на основании судебного решения.
Для сведения. В соответствии с законодательством экстремистскими материалами признаются: «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы».
Органы внутренних дел считают, что внесенные дополнения и изменения в национальное законодательство позволят создать условия для усиления борьбы с экстремизмом и воспрепятствования действиям, угрожающим целостности государства. Учитывая специфику интернета, когда поиски владельца интернет-сайта слишком затруднены и для этого потребуется достаточного времени, у правоохранительных органов появилось законное основание для полного блокирования сайтов на территории Кыргызской Республики и возбуждения уголовных дел по месту обнаружения нарушений, т.е. при распространении информации экстремистского характера через интернет на территории Кыргызстана.
По внесенным изменениям в закон «Об электрической и почтовой связи» все «юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об электрической и почтовой связи, а также осуществляющие экстремистскую деятельность в сфере связи, должны нести ответственность».
В соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности» «на территории Кыргызской Республики запрещаются издание, хранение, перевозка и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков», предусмотренных в этом же законе.
К таким материалам относятся:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества, содержащие признаки экстремистской деятельности, предусмотренные в законе;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, экстремистской деятельности.
По последним изменениям в законе «О противодействии экстремистской деятельности» «информационные материалы признаются экстремистскими судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора, заявившего требования о признании материалов экстремистскими». Решение о включении материалов в список экстремистских материалов может быть обжаловано в судебном порядке.
Материалы, включенные в список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Кыргызской Республики. А «лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении, перевозке и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности».
Решение суда, вступившее в законную силу, о признании информационных материалов экстремистскими будет являться основанием для принятия соответствующих действий оператором связи. Но каких именно действий, пока нигде не прописано. Например, какие последующие шаги должен предпринять оператор связи, получив окончательное решение суда? Ведь из закона усматривается, что суд рассматривает вопрос только о признании того или иного информационного материала экстремистским. А кто будет выносить решение о блокировке сайта – в законе об этом ничего не говориться. Будет ли в этом случае закрываться только «страничка», где размещен информационный материал, признанный экстремистским, либо оператор связи должен закрыть весь сайт? Также неизвестно, что должен делать оператор связи, имея «на руках» решение суда, если к этому моменту спорный материал уже был удален с интернет-сайта.
Вопросов возникает много. Хотя инициаторы изменений утверждали, что внесенные нормы не будут иметь негативных социальных последствий, а, наоборот, создадут правовую основу в противодействии киберпреступности и координации деятельности правоохранительных органов в искоренении ее проявлений.
Скорее всего, в целях единообразия применения закона и исключения случаев самодеятельности со стороны оператора связи, при реализации данных изменений в законодательстве, уполномоченному органу в области связи (Госагентство связи КР) следует разработать какой-то документ, где четко и детально был бы прописан весь механизм дальнейших действий оператора связи.
Но следует отметить существующий пробел в законодательстве: в полномочиях Госагентства связи КР отсутствует законодательное право блокировать сайты или иным способом ограничивать информационное пространство. Само понятие «полная или частичная блокировка сайта» не предусмотрено ни одним нормативным правовым актом КР.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что принятые поправки позволят Кыргызстану вводить ограничения или полную блокировку для всех сайтов, независимо от места их происхождения (создания), если на их страницах будет информация экстремистского характера, либо разжигающая межнациональную, религиозную и межрегиональную нетерпимость. Однако при применении норм действующего законодательства есть опасения «двойных стандартов». Данные изменения в законе позволят силовым структурам контролировать содержание интернет-сайтов и вмешиваться в деятельность операторов связи. Также существует вероятность того, что предоставленное право может быть использовано властями для давления или закрытия оппозиционных интернет-ресурсов, критикующих деятельность госорганов и их чиновников.
Одним словом, практика покажет!
Надежда Алишева, Медиа-эксперт ИМП,
www.media.kg