Права и гарантии людей с инвалидностью определены в более 20 нормативно-правовых актах Кыргызской Республики.
№ |
Наименование документа |
Номер и дата |
1 |
Конституция Кыргызской Республики |
Принята Референдумом 27 июня 2010 года |
2 |
Трудовой кодекс Кыргызской Республики |
№ 106 от 4 августа 2004 г |
3 |
Кодекс Кыргызской Республики о детях |
№ 100 от 10 июля 2012 г. |
4 |
ЗКР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья в Кыргызской Республике» |
№ 38 от 3 апреля 2008 г. |
5 |
ЗКР «Об основах социального обслуживания в КР» |
№ 111 от 19 декабря 2001г |
6 |
ЗКР «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах» |
№ 170 от 26 мая 2009 года |
7 |
ЗКР «О государственных пособиях в КР» |
№ 16 от 28 июля 2017 г. |
8 |
ЗКР «О государственном социальном заказе» |
№ 70 от 28 апреля 2017 г. |
9 |
ЗКР «О государственном пенсионном социальном страховании» |
№ 57 от 21 июля 1997 г. |
10 |
ЗКР «О ветеранах войны, Вооруженных Сил и тружениках тыла» |
№ 14 от 8 мая 1996 г. |
11 |
ППКР О реализации Закона Кыргызской Республики «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» |
№ 307 от 29 июня 2018 г. |
12 |
ППКР Положение о порядке обращения за назначением государственных пособий и порядке назначения государственных пособий |
|
13 |
ППКР Положение о порядке размещения ребенка вне семьи |
№ 522 от 24 сентября 2013г. |
14 |
ППКР «О медико-социальной экспертизе в Кыргызской Республике» |
№ 68 от 31 января 2012г. |
15 |
ППКР Положение о признании гражданина лицом с ограниченными возможностями здоровья |
№ 675 от 14 декабря 2016г. |
16 |
ППКР «Об утверждении государственных минимальных социальных стандартов социальных услуг, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям, в полустационарных организациях и учреждениях социального обслуживания» |
№ 381 от 8 июля 2014 года |
17 |
ППКР «Об утверждении Минимальных социальных стандартов социальных услуг, предоставляемых лицам, находящимся в социальных стационарных учреждениях уполномоченного органа в сфере социального развития» |
№ 273 от 17 мая 2013 года |
18 |
ППКР «О порядке предоставления путевок на санаторно-курортное лечение лицам с ограниченными возможностями здоровья» |
№ 457 от 9 августа 2011 г. |
19 |
ППКР Положение о порядке обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья комнатными инвалидными креслами-колясками |
№ 469 от 25 июля 2003 года |
20 |
ППКР Положение о порядке обеспечения населения Кыргызской Республики протезно-ортопедическими изделиями |
№ 182 От 27 марта 2014 г. |
21 |
ППКР Положение о порядке выплаты Государственных пособий и денежных компенсаций |
№ 823 от 29 декабря 2009 г. |
22 |
Конвенция ООН о правах инвалидов |
Ратификация март 2019 год |
Давайте ознакомимся нормами двух документов
Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Закон определяет государственную политику в отношении людей с инвалидностью по обеспечению им равных со всеми другими гражданами возможностей. Знание основных норм данного закона помогут журналистам в создании материалов по продвижению прав людей с инвалидностью. Ниже вкратце об основных нормах закона.
1. Язык жестов
В законе прописано, что государство обязано обеспечить услуги по сурдопереводу:
– в учреждениях образования и здравоохранения;
– при проведении следственных действий;
– при нотариальном оформлении документов или сделок;
– при обучении навыкам вождения или компьютерной грамотности;
– при оказании государственных или муниципальных услуг;
– и др.
Порядок предоставления услуги и оплаты услуг сурдопереводчиков определяется Правительством КР.
Государство обязано ежегодно подготавливать сурдопереводчиков, сурдопедагогов, дефектологов и логопедов.
Телерадиовещательные организации в соответствии с законодательством обязаны транслировать новостные передачи сурдопереводом или субтитрами.
2. Факсимильная подпись
Факсимильная подпись людей с инвалидностью признается и приравнивается по своему юридическому значению к собственноручной подписи гражданина.
Факсимильная подпись может применяться только в том случае, если человек в силу своих физических недостатков не имеет возможности поставить собственноручную подпись.
3. Социальная защита
Люди с инвалидностью имеют равные возможности в получении социальных пособий, компенсаций и услуг, гарантированных государством.
Государством гарантируются следующие виды социальной защиты:
– пенсии, социальные пособия и компенсации;
– социально-бытовое обслуживание;
– обслуживание на дому;
– обслуживание в стационарных учреждениях;
– предоставление технических и специальных средств;
– все виды реабилитации;
– дополнительные социальные гарантии.
Социальные гарантии
Людям с инвалидностью и их семьям предоставляются:
– медицинское обслуживание;
– бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями.
4. Люди с инвалидностью имеют право:
- участвовать в выборах
- создавать общественные организации
- собираться мирно, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации
- участвовать в государственном управлении
- защищать свои права, свободы и законные интересы
- получать бесплатную юридическую помощь и др.
5. Санаторно-курортное лечение
Люди с инвалидностью обеспечиваются санаторно-курортным лечением раз в пять лет бесплатно или со скидкой.
6. Гарантии трудовой деятельности
Люди с инвалидностью имеют право осуществлять трудовую деятельность независимо от категории и группы инвалидности.
Работодатель обязан принимать людей с инвалидностью, направленных государственной службой занятости в порядке трудоустройства, на рабочие места в счет установленной квоты.
Людям с инвалидностью при приеме на работу не устанавливается испытательный срок.
Работодатели обязаны создавать рабочие места для трудоустройства людей с инвалидностью с учетом установленной квоты.
Не менее 5 процентов от численности работающих (если число работающих не менее 20 человек) должны быть люди с инвалидностью. При этом в счет данного норматива допускается предоставление работы на условиях неполного рабочего времени.
Трудоустройство
Направление органов государственной службы занятости о приеме на работу человека с инвалидностью на квотируемое рабочее место обязательно для исполнения работодателем.
Условия труда
Работодатель обязан создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Люди с инвалидностью имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с образованием и без образования юридического лица.
7. Доступ к получению образования и профессиональной подготовки
Образовательные учреждения совместно обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание, образование, получение среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
8. Доступ к информации
Государство обеспечивает людям с инвалидностью доступ к информации путем:
– выпуска периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы, издаваемой на аудио и видео формате, на шрифте Брайля и с сурдологическим переводом;
– организации сурдологического перевода телевизионных программ не менее чем на одном из республиканских телевизионных каналов.
– обеспечения доступности интернет-сайтов государственных и муниципальных органов.
9. Доступ к объектам инфраструктуры
Органы государственной и местной власти, юридические лица независимо от форм собственности обязаны создавать условия людям с инвалидностью для доступа:
- к жилым, общественным, административным и производственным зданиям
- местам отдыха и другим культурно-зрелищным учреждениям
- к общественным транспортам и транспортными коммуникациями,
- к средствам связи и информации
- к свободной ориентации и передвижения.
10. Транспортные средства
Юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие транспортное обслуживание населения, должны оборудовать автотранспортные средства специальными приспособлениями, позволяющими людям с инвалидностью беспрепятственно пользоваться их услугами.
Избирательные права людей с инвалидностью
Люди с инвалидностью имеют права избирать и быть избранным, вправе участвовать в голосовании на выборах и референдумах на равных основаниях путем прямого и тайного волеизъявления.
Осведомленность журналистов о том, какие государственные органы за что отвечают, какие требования к информационным материалам, урнам, кабинам и другим условиям, касающегося выборного процесса поможет создать полезный и разносторонний материал об избирательных правах людей с инвалидностью. Материалы, в которых рассказываются плюсы и минусы созданных условий для людей с инвалидностью, выясняются причины неполноценной подготовки, обязательно внесут свой вклад для полноценной реализации избирательных прав людей с инвалидностью.
При освещении реализации избирательных прав людей с инвалидностью в первую очередь рекомендуется ознакомиться с Положением «Об обеспечении реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья при проведении выборов и референдумов в КР».
Согласно положению, обеспечение реализации избирательных прав граждан с инвалидностью возлагается на избирательные комиссии, которые должны создать необходимые условия голосования для:
– лиц с нарушением зрения;
– лиц с нарушением слуха;
– лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
В положении также написано об этических нормах общения, такие как уважительность, гуманность, вежливость, тактичность, терпимость. А самое главное – это невмешательство в сферу личной жизни гражданина. А для этого необходим свободный беспрепятственный физический доступ к избирательным участкам, возможность избирателей свободно и безопасно иметь доступ к помещению для голосования и перемещению внутри него, включая пешеходные тротуары, автомобильные дороги, информационные, технические и иные средства общественного пользования.
Избирательные участки должны иметь:
- увеличительное стекло (лупа)
- информационные материалы и бюллетени на шрифте Брайля
- специалиста, имеющего необходимую квалификацию для оказания помощи людям с инвалидностью
- сурдопереводчика для обслуживания лиц с нарушением слуха.
Также необходимо предоставить возможность использовать факсимильную подпись, заменяющую собственноручную подпись лицам, которые в силу состояния здоровья не имеют возможности самостоятельно совершать собственноручную подпись (нарушение зрения, отсутствие конечности, нарушение координации движений, паралич).
11. Организация условий для реализации избирательных прав граждан с инвалидностью
Не позднее 60 календарных дней до дня голосования территориальные избирательные комиссии совместно с органами социального развития составляют карту потребностей избирателей с инвалидностью. Форма утверждается Центральной избирательной комиссией.
Форма карты потребностей включает в себя:
– персональные данные;
– группа инвалидности ;
– виды нарушений (слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата);
– примечание о необходимых иных потребностях избирателей с инвалидностью.
Участковая избирательная комиссия не позднее 50 календарных дней до дня голосования проводит проверку помещений для голосования на соответствие потребностям и доступности расположения информационных материалов, с привлечением органов местного самоуправления и представителей общественных организаций людей с инвалидностью.
В случае, если помещение для голосования не оборудовано специальными приспособлениями, не позднее 40 календарных дней до дня выборов необходимо направить обращение в органы местного самоуправления принять меры по обеспечению доступности для голосования.
Кабины или специально оборудованные места должны быть высотой не более 75 см, с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего.
12. Информирование избирателей с инвалидностью
Для информирования людей с инвалидностью необходимо подготовить информационные материалы об избирательной кампании, о порядке уточнения себя в списке избирателей, времени и месте голосования, основных избирательных действиях, телефонах горячей линии, кандидатах, участвующих в выборах, порядке голосования, порядке заполнения бюллетеня и осуществления других процедур:
– в аудиоформате
– печатные информационные материалы, листовки увеличенным шрифтом
– печатные информационные материалы на шрифте Брайля;
– информационные материалы с тифло сопровождением
– сопровождение информационных материалов сурдопереводом или субтитром.
13. Порядок голосования избирателей с инвалидностью
Каждый гражданин с инвалидностью вправе голосовать непосредственно на избирательном участке, или по его просьбе может проголосовать на дому за один календарный день до дня голосования.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, вправе использовать факсимильную подпись или воспользоваться для этого помощью другого избирателя.
Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень может воспользоваться помощью другого лица. Кабина для тайного голосования должна быть достаточно свободной для размещения в ней двух избирателей.
Размеры кабины тайного голосования должны быть не менее 180 см высоты от уровня пола, 80 см в ширину и 100 см в глубину, которая должна быть оборудована местом для заполнения бюллетеня (столиком, полкой, подставкой и т.п.) шириной не менее 40 и глубиной не менее 30 см, расположенным на высоте от уровня пола не более чем на 75 см.
Важно!
Средства массовой информации обычно привлекают людей с инвалидностью в качестве респондента только в тех случаях, когда материалы касаются проблемы инвалидности. По телеканалам часто показывают мнения граждан во время празднований национальных праздников, выборов, и других массовых мероприятий. Например, в день выборов показывают сюжет о ходе выборов. Респонденты высказывают свои гражданские позиции о том, что люди должны прийти и проголосовать, что народ должен выбрать достойных, что мы обязаны построить сильную страну с развитой экономикой. А людям с инвалидностью журналисты задают вопросы о том, насколько были соблюдены их права в качестве человека с инвалидностью. Такого рода материалы выделяют людей с инвалидностью в отдельную категорию общества, усиливают стереотипные представления о них. А зритель воспринимает респондента не в качестве рядового гражданина, а как отдельную группу людей, нуждающихся в защите и реализации их прав.
Освещение проблем, нужд, и иных вопросов с целью решения и улучшения условий жизни людей с инвалидностью – это основная миссия журналистики по данной тематике. Но в то же время необходимо сохранять баланс, и вовремя выявлять невидимую грань, когда средства массовой информации борются за соблюдение прав и когда становятся источником, распространителем негативных стереотипов.
Кейс № 2. Президентские выборы
Вариант А.
Журналист (мужчина ) беседует с женщиной с инвалидностью (с нарушением зрения) в день всеобщих Президентских выборов.
Журналист: Добрый день. Вы только что проголосовали, сделали свой выбор. Вокруг очень много людей, пришедших проголосовать, радует, что среди них много молодежи. Избирательная комиссия непрерывно регистрирует новых избирателей. Такого высокого уровня гражданской ответственности не наблюдалось давно. Как вы думаете, с чем это связано?
Респондент: Активность избирателей связана с развитием осознанности граждан и политической ситуацией в стране. Сегодня каждый видит, осознает и имеет четкое представление в каком направлении мы должны развиваться. По сути, это не гонка за власть тех или иных личностей, партий, а реальный выбор между двумя идеологиями, двумя направлениями, двумя совершенно разными путями развития.
Журналист: В последнее время часто высказывают мнения о том, что народ стал чересчур политизированным. Каково ваше мнение?
Респондент: Люди могут и не интересоваться политикой, но они точно знают, чего они хотят и в какой стране они хотят жить. Народ почувствовал, что реально может повлиять на ход развития, что от их выбора зависит будущее страны.
Журналист: А каким хотелось бы вам видеть будущее страны?
Респондент: Я хочу жить в стране, где права каждого человека реализуются в полной мере.
Журналист: Скажите, пожалуйста, условия, созданные для голосования, удовлетворили вас?
Респондент: Да, конечно, условия улучшаются с каждым годом. Бюллетени подготовили на шрифте Брайля качественно. Аудио информаторы поставили. Тактильные таблички есть. Опытного специалиста наняли. Для создания полноценной доступной среды необходимо создать доступность по всей стране, чтобы человек с инвалидностью смог выйти из дома и без посторонней помощи дойти до избирательного участка, до офиса, аптеки… и самостоятельно смог решить свои повседневные дела. Для этого необходимо установить говорящие светофоры, тактильные дорожные указатели, аудио информаторы на остановках, пандусы и другие элементы доступности. Меня радует тот факт, что постепенно ведется такая работа.
Журналист: Мы надеемся, что ваши слова дойдут до лиц, принимающих решения. Благодарим вас за то, что поделились своим мнением.
Здесь можете посмотреть видео версию интервью.
Вариант Б
Журналист (мужчина) беседует с женщиной с инвалидностью (с нарушением зрения) в день всеобщих Президентских выборов.
Журналист: Добрый день, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете условия, созданные для голосования инвалидов?
Респондент: Созданы все условия для голосования людей с нарушением зрения, материалы подготовили на шрифте Брайля, аудио информаторы, тактильные таблички поставили. Меня сопровождали, рассказывали, помогали. Иначе я не смогла бы найти, где установлены аудио информаторы, где кабина для голосования и где мне расписываться.
Журналист: Все были свидетелями того, что впервые кандидаты проводили свои предвыборные информационные кампании, учитывая потребности всех категорий людей с инвалидностью. Как вы оцениваете предвыборную инклюзивную информационную кампанию?
Респондент: Я слышала о создании видео роликов с тифло сопровождением, с сурдопереводом и материалов на шрифте Брайля. К сожалению, я не знала, где они были опубликованы и где распространяли их, и не имела возможности ознакомиться с ними. Поэтому не могу дать оценку. Думаю, нужно было также продумать методы распространения.
Журналист: Какие методы распространения вы бы предложили?
Респондент: Их много: через НПО, работающих в этой сфере, социальных работников, вебсайты и группы социальных сетей и другие. Думаю, нужно использовать все каналы.
Журналист: Спасибо большое за ценное замечание. Уверен, что в будущем создадут такие условия, что информация дойдет до каждого, кто в ней нуждается. Хорошего вам дня!
Здесь можете посмотреть видео версию интервью.
Задание:
Сравните эти две беседы. Какие положительные и отрицательные моменты можете отметить в обеих беседах? Какие негативные стереотипы о людях с инвалидностью вы заметили?
В первом случае, журналист берет во внимание, что респондент с нарушением зрения и в начале рассказывает, что вокруг происходит, одновременно создавая благоприятный климат и располагая интервьюера к беседе. “Вокруг очень много людей, пришедших проголосовать, радует, что среди них много молодежи. Избирательная комиссия непрерывно регистрирует новых избирателей». Затем журналист интересуется мнением респондента «Как вы думаете с чем это связано?». Спрашивает мнение респондента об уровне политизированности граждан, о том каким она видит будущее страны. То есть журналист раскрывает респондента как личность, а зрители воспринимают респондента как гражданина, имеющего свои позицию и взгляды. В конце беседы, журналист все-таки задает вопрос о качестве созданных условий для голосования людей с инвалидностью. Это дает информацию о доступности избирательного участка из первых рук, что тоже немаловажно.
Во втором случае, журналист в самом начале беседы задает вопрос, касающийся темы инвалидности, что сразу причисляет людей с инвалидностью к отдельной категории граждан, которым необходимы особенные условия. Журналист не раскрывает человека как личность, а зрители воспринимают респондента как человека с инвалидностью. Когда говорят о человеке с инвалидностью, прежде всего необходимо показать зрителям, что он такой же, как все, а уже потом о его особенностях здоровья, если есть в этом необходимость. Также журналист использовал неправильную терминологию «инвалид».
Необходимо отметить, что во второй беседе идет разговор об инклюзивной информационной кампании, дается информация о том, что сделано и над чем еще нужно поработать. «Я слышала о создании видео роликов с тифло сопровождением, с сурдопереводом и материалов на шрифте Брайля. К сожалению, я не знала, где они были опубликованы и где распространяли их, и не имела возможности ознакомиться с ними. Поэтому не могу дать оценку. Думаю, нужно было также продумать методы распространения». Подобные информационные посылы необходимы для повышения информированности людей с инвалидностью.