Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

Урок № 3. Доступность

Урок № 3. Доступность

1. Независимый образ жизни

Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью гласит о необходимости наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, принимать надлежащие меры для обеспечения людей с инвалидностью доступом:

  • к физическому окружению
  • к транспорту
  • к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы
  • к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

b) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Государство должно принять надлежащие меры для того, чтобы:

a) разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг;

b) частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, учитывали и обеспечивали все аспекты доступности для инвалидов;

c) организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности;

d) оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками на шрифте Брайля;

e) предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, проводников, чтецов и сурдопереводчиков;

f) поощрять доступ людей с инвалидностью к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет и др.

В нашей стране большинство людей с инвалидностью отделено от общества и живет своей жизнью либо дома, либо в специализированных учреждениях. К сожалению, они – вынужденные «невидимки». Причиной этому могут служить различные барьеры – физические, поведенческие, правовые, нормативные, коммуникационные, ограничивающие их возможность активно жить.

Доступная среда для них – это, прежде всего, условия, которые позволяют свободно передвигаться в пространстве и получать необходимую информацию для осуществления комфортной жизнедеятельности.

Доступная среда — это не только сооружение пандусов, специальное оснащение дорог, тротуаров, общественного транспорта, лифтов. Доступная среда должна рассматриваться как комплекс физической, информационно-коммуникативной доступности.

Человек, имеющий инвалидность, как и все, может учиться, работать, делать покупки, оплачивать свои счета, заниматься спортом и общественной жизнью. Однако это возможно при создании определенных условий по доступности образования, трудоустройства, свободного доступа к объектам городской инфраструктуры, общественному транспорту. Т.е. к тем вещам, о доступности которых человек без инвалидности даже не задумывается.

Информационные материалы о пандусах, о строительных нормах, о достижениях медицины в сфере улучшения доступа к системе здравоохранения для людей с инвалидностью, о создании доступной коммуникационной и информационной среды и тому подобные темы обязательно повлияют на улучшение условий и качества жизни людей с инвалидностью.

 

2. Давайте информацию, которая будет полезна в повседневной жизни

Усилия СМИ обычно более действенны, если содержат в себе информацию, которая практически поможет людям с инвалидностью.

Инвалидность сама по себе не является недостатком – она становится таковым из-за непонимания инвалидности окружающими.  Часто физические особенности человека с инвалидностью преподносятся СМИ как фактор, определяющий неполноценность личности. При наличии доступной среды, каких-либо барьеров для осуществления деятельности у людей с инвалидностью не существует.

Чем меньше препятствий для людей с инвалидностью – тем лучше всем!
Свободный доступ для людей с инвалидностью на самом деле помогает и остальным людям.

Мировая практика показала, что люди с инвалидностью могут внести существенный вклад в работу организаций, где они заняты, и, более того, в развитие страны в целом, если создать для всех категорий людей с инвалидностью необходимые доступные условия.

Когда мы строим многоэтажные дома, мы строим лестницы или устанавливаем лифты, чтобы люди могли добираться до верхних этажей. Такие же условия необходимо создавать для всех категорий лиц с инвалидностью, чтобы они без посторонней помощи могли добираться до нужного этажа или места. При наличии лифта с широкими дверями без порога, с тактильными кнопками, люди с инвалидностью могут сами добираться до нужного этажа.

Чтобы побольше распространять информацию люди придумали азбуку, книги, телевидение, газеты, радио. Люди с инвалидностью так же, как и все нуждаются в получении информации в доступном для них формате: на шрифте Брайля, материалы с тифло сопровождением, сурдопереводом, субтитрами. Если создать доступность во всех сферах, наличие инвалидности не будет препятствием для передвижения и ведения полноценной жизнедеятельности. Доступная безбарьерная среда дает независимость каждому, кто в нем нуждается.

Гульмира Казакунова, руководитель ОФ «Равенство»: – «Я думаю, что средства массовой информации, журналисты в первую очередь сами должны понять, что именно барьеры делают человека инвалидом, а не его болезнь или состояние. Для улучшения и изменения жизни лиц с инвалидностью необходимо начать с устранения барьеров. Основная роль средств массовой информации – это содействие в устранении этих барьеров»

 

Журналисты, СМИ, НПО, гражданские активисты и блогеры начали активно создавать прецеденты и освещать вопросы о наличии пандусов в общественных и административных зданиях и их соответствии требованиям строительных норм и правил Кыргызской Республики (СНиП КР). Также в социальных сетях и СМИ часто поднимаются вопросы доступности общественного транспорта для людей с инвалидностью. Именно эти материалы стали основным толчком для создания пандусов в общественных местах. Административные здания начали строить пандусы. Следует признать, что многие пандусы не соответствуют требованиям СНиП. Но главное то, что процесс запущен: насколько часто пресса будет писать и напоминать о проблеме, настолько быстрее возможны изменения.

 

Кейс № 3. Жизнь без барьеров

Журналист: «Добро пожаловать!» – написано на двери бутика. Магазин с высоким  мраморным крыльцом. Владимир останавливает свою коляску перед крыльцом, где нет пандуса.

Респондент: Многие владельцы магазинов считают, что пандус может испортить внешний вид фасада.

Журналист: Владельцы бизнеса, если они строят здание для коммерческих целей, обязаны обеспечить легкую доступность для людей с инвалидностью. А что касается городских пространств – это уже ответственность власти. В городе много пандусов, которые опасны для жизни.

Респондент: Да, вы правы. Например, это здание ввели в эксплуатацию совсем недавно. Но элементы доступности в нем вообще не предусмотрены. Лифт есть, но двери узкие, коляска там не поместится. Пандусы делают «для галочки», они не соответствуют стандартам. Уклоны совпадают с уклоном лестницы, а это в 3-4 раза выше нормы. Подъезды и двери не приспособлены, пороги везде высокие. А тактильных табличек нет нигде. 

Журналист: Как вы думаете, почему не ведется работа в этом направлении, возможно, средств не хватает?

Респондент: Работа не ведется, потому что нет понимания у правительства, бизнеса и общества в целом. Для этого не нужно много денег, если изначально запланировать здания со всеми элементами доступности. Правительству нужно собрать и провести тренинги для застройщиков по созданию доступности и требовать их выполнения.  

Журналист: Значит нужно ужесточать требования?

Респондент: Требования должны быть, и ни в коем случае нельзя давать разрешение на эксплуатацию новых зданий, домов без элементов доступности. Если будет хоть один такой прецедент, то все последующие сооружения будут доступны для людей с инвалидностью. То же самое с тротуарами, пешеходными переходами, которые строятся и без конца переделываются. Везде нужно шаг за шагом создавать доступность.  Если часто поднимать и доносить эту тему до властей, то можно ожидать перемен.

Журналист:  Многие думают, что никто не будет пользоваться элементами доступности.

Респондент: Пока никто не будет, так как доступность должна начинаться с порога дома каждого человека с инвалидностью и без. Если мы шаг за шагом будем улучшать условия, то не далек тот день, когда люди с инвалидностью получат право пользоваться со всеми благами нашего общества наравне со всеми. Не важно будет кто-то пользоваться или нет, но элементы доступности должны быть. Ведь они удобны не только для людей с инвалидностью.

Журналист: А почему вы считаете, что у нашего общества нет понимания инвалидности?

Респондент: Я часто сталкиваюсь с этим. Однажды я проезжал мимо строящегося здания. Ну, я и поинтересовался: смогут ли попасть в здание колясочники? «А это будет коммерческий банк! Зачем вам туда?» – удивились они. Однажды пытался открыть счет в банке: на крыльцо подняться не смог, попросил пригласить кого-нибудь из персонала. Вышла женщина и сразу же заявила, что банк благотворительностью не занимается.

Журналист: Главный барьер нашего общества – это непонимание людьми потребностей людей с инвалидностью.

Здесь можете посмотреть видео версию интервью.

 

Кейс № 4. Курс для людей с нарушением зрения

Журналист: Здесь обучают самостоятельной жизни. Молодые люди с проблемами зрения собрались со всех регионов Кыргызстана. Тренинг оплатили из местного бюджета.

Респондент-девушка: Программа разнообразна: ориентирование в пространстве с белой длинной тростью, привитие компьютерных навыков. Учим пользоваться интернетом, смартфонами. Кроме того, учим самостоятельности – сами готовим, убираем, стираем.

Журналист: Ребятам также преподают уроки русского языка, так как ребята из регионов им не владеют, а все технологии на русском. За шесть месяцев участники приобщаются и к спорту.

Респондент-девушка: Незрячий человек всё может делать, нужно просто немного адаптироваться. Мы играем в боулинг, катаемся на тандемных велосипедах, ходим на скалодром, на плавание, участвуем в забегах. Все это поможет максимально интегрировать их в общество. Набор участников для следующего курса уже начался, желающие могут получить информацию по номеру 113 Звонок бесплатный. 

Журналист: Программа предусматривает даже мыслить позитивно, жить и развиваться самостоятельно. У всех разные судьбы и взгляды на жизнь. Многие вообще без какого-либо образования. Как меняются ребята после обучения?

Респондент: Когда приезжают, они закрытые, скованные, обиженные на судьбу и даже не хотят выходить из дома. В основном люди с проблемами зрения не верят в себя, а тренинг помогает стать более открытыми, появляется уверенность в себе. 

Журналист. Если вы увидите группу людей с тросточками, не пытайтесь бежать им на помощь – они вполне самостоятельные и уже хорошо ориентируются по городу. И еще не помогайте людям с инвалидностью, если они об этом у вас не просят.

Здесь можете посмотреть видео версию интервью.

 

Задание: Давайте сравним эти две беседы.

В первом случае идет конструктивный диалог, где респондент рассказывает о потребностях людей инвалидностью, об обязанности бизнеса, правительства, граждан в создании доступности в стране. В беседе нет героизации, стереотипных суждений, вызываний жалости. Респондент предлагает пути решений, методы действий, и при этом они не говорят о том «как тяжело им приходится». В беседе показывается намерение изменить что-то и исполнение предложенных действий. Но к сожалению журналист берет интервью у человека, сидящего на инвалидной коляске стоя что является крайне некорректным. По этике респондент и журналист должны находиться на одном уровне.

Второй вариант – о доступе к информации и образованию. Он позитивный и информативный. Дается информация о том, что незрячие люди вполне самостоятельные люди, сами могут себя обслуживать в быту, передвигаться по городу, заниматься спортом. Не испытывают барьеров, если даже есть, то учатся преодолевать.  Дается полезная информация о том, что набирается следующая группа. 

В конце журналист говорит: «Многие вообще без какого-либо образования», и респондент отвечает «Когда приезжают, они закрытые, скованные, обиженные на судьбу и даже не хотят выходить из дома. В основном люди с проблемами зрения не верят в себя».  Все эти высказывания можно причислить к распространению негативных стереотипов. Материал в общем позитивный и информативный, но даже малейшие стереотипы, скрытые в материалах, выполнят свою «миссию». На вопрос “Как меняются ребята после обучения?» можно рассказать о результатах обучения, чтобы мотивировать людей с инвалидностью, не акцентируя внимания на недостатках. Направлять беседу в нужное русло  – зависит от профессионализма журналиста.

 

3. Доступное образование

Для человека с инвалидностью образование — это возможность стать полноправным членом общества, быть включённым в процессы общественной жизни, социализироваться. Через образование человек с инвалидностью может безболезненно адаптироваться к трудностям во взрослой жизни. Однако, существующая система образования в республике, наоборот, исключает человека с инвалидностью из общества, делает его изгоем, не развивает толерантного отношения к ним.

В советское время создавались специальные дошкольные и школьные учреждения, в которых обучались дети с инвалидностью. Считалось, да и сейчас считается, что ребёнку, имеющему инвалидность, легче и безболезненно будет получать образование среди «своих». В результате, ребёнок воспитывается и учится среди «своих» в детском саду, в спецшколе, а при поступлении в ВУЗ он сталкивается с проблемами адаптации в обществе «здоровых» людей. При этом, у студентов, с которыми обучается человек с инвалидностью отсутствует толерантное отношение к людям с инвалидностью.  Обучение в специализированной школе отражается и на трудоустройстве: людям с инвалидностью необходимы дополнительные навыки, позволяющие им адаптироваться среди «здоровых» людей.

Такая политика в сфере образования влечёт за собой отрицательные социальные последствия:

– увеличивается иждивенчески настроенная часть общества;

– люди с инвалидностью не получают высшего образования, не имеют работы, и соответственно выступают с требованиями увеличения размеров социальных пособий и пенсий по инвалидности;

– не формируется толерантное отношение.

Какие альтернативы у интернатов? Для того, чтобы дети с инвалидностью успешно социализировались и интегрировались в общество, необходимо развивать инклюзивное образование.

В СМИ надо чаще давать материалы про инклюзивное образование. Говорить о необходимости обучения детей с инвалидностью вместе со всеми. Для этого в Министерстве образования есть своя концепция инклюзивного образования. В нем отражена широкомасштабная подготовка и переподготовка учителей.

 

4. Доступная медицина

Долгое ожидание дорогостоящих препаратов и обследований, нехватка нужных врачей, отсутствие внимания со стороны властей — люди с инвалидностью редко, но заявляют о нарушении их прав и проблемах.

Зачастую нарушаются права по части предоставления медицинских услуг, ущемляется их право на трудоустройство, доступность к репродуктивному здоровью. Об этих проблемах рассказывают люди с инвалидностью. За последние три года ситуация стала улучшаться. После того, как они сами стали требовать и добиваться, с их мнением и правами начали считаться. В СМИ начали писать о том, что у некоторых женщин были проблемы, когда они обращались за консультацией к гинекологу. Им говорят: мало того, что ты «инвалид», еще и хочешь родить ребенка, это неприемлемо для нашего менталитета, как ты можешь воспитать ребенка? Женщины с инвалидностью очень часто сталкиваются с дискриминацией.  Есть истории о том, что в глубинке их просто стерилизуют.

Большинство трудностей в жизни людей с инвалидностью обуславливается не столько особенностями здоровья, сколько социальными факторами: отношением государства, равнодушием чиновников, отчужденностью людей. Государство на протяжении многих лет выделяло людей с инвалидностью в отдельную группу, тем самым изолируя их от общества. И этот барьер нужно преодолевать с двух сторон: со стороны самих людей с инвалидностью и со стороны здоровых. Развенчивание мифов поможет в раскрытии тем с инвалидностью.

МИФ: Люди с инвалидностью нуждаются в дорогостоящих и высокотехнологичных вспомогательных устройствах, и услугах.

ФАКТ: В подавляющем большинстве случаев людям с инвалидностью необходимы простые недорогие устройства. Дорогостоящие вспомогательные устройства имеют жизненно важное значение лишь для незначительного количества людей с инвалидностью.

МИФ: Люди с инвалидностью должны жить в интернатах или восстановительных центрах под постоянным наблюдением.

ФАКТ: К сожалению, этот миф создал систему долгосрочного ухода, которая опирается на медицинскую модель реабилитации людей с инвалидностью. Даже люди с тяжелой степенью инвалидности могут жить в собственном доме при наличии системы ухода и патронажа, социальной модели реабилитации и адекватного отношения к проблеме инвалидности со стороны общества. Во всяком случае, они должны иметь выбор.

МИФ: Люди с инвалидностью не могут учиться или необучаемы.

ФАКТ: Люди с инвалидностью обучаются, вполне обучаемы, некоторые обучаются по спецпрограмме, они могут многого добиться, вести активный образ жизни

МИФ: Среди людей с инвалидностью нет профессионалов.

ФАКТ: Образование в наше время можно получить, не выходя из дома, с помощью сети Интернет. К тому же подготовиться к устройству на работу людям с инвалидностью помогают многие НКО, бесплатно обучая их необходимым умениям.

МИФ: Создание специальных условий труда для людей с инвалидностью очень дорого обходится.

ФАКТ: Большинство сотрудников с инвалидностью вовсе не нуждается в создании специальных условий для эффективного выполнения своей работы. Часто всего лишь необходимо просто передвинуть некоторые элементы мебели или оргтехники, перевесить полки и т.п.

Приспособлена ли среда для людей с инвалидностью, какие места им доступны. Что делается для повышения качества жизни людей с инвалидностью? Почему не ведется такая работа? Журналисты должны искать ответы на эти вопросы. Опираясь на нормы Конвенции и местного законодательства, СМИ могут проводить расследования по созданию элементов доступности во всех сферах.