Принят на Республиканском Съезде журналистов 8 декабря 2007 года
Поправки внесены на Республиканской конференции журналистов 16 апреля 2009 г., 8 декабря 2012 г., 26 мая 2018 г.,
На форуме “Медиа в Кыргызстане: шаги в будущее” 23 марта 2022 г.
Этический кодекс журналиста Кыргызской Республики принят для формирования этических и профессиональных стандартов журналистов и СМИ, интернет-издания независимо от их направленности для повышения профессионального уровня журналистов, также для сохранения доверия и уважения к ним.
1. Журналист способствует развитию свободы слова, свободному выражению мнений и разнообразию медиа, защищает свободу слова как важную основу демократического общества, содействует консолидации многонационального народа Кыргызстана, а также осуществлению экономических и социальных преобразований в стране.
2. Свобода слова является неотъемлемой составляющей деятельности журналиста. В любой ситуации журналист для реализации прав каждого человека на свободу слова, мнения и доступа к информации стремиться защищать свободу слова, противостоять попыткам исказить информацию или ввести цензуру.
3. Журналист не использует свою профессиональную деятельность в корыстных целях, не получает подарки, услуги, денежные и любые другие вознаграждения за сокрытие и распространение недостоверной информации.
4. Личная заинтересованность не должна отражаться на результатах профессиональной деятельности журналиста. Журналист извещает руководство СМИ, интернет-издания о сфере его личных интересов и интересов его семьи.
Журналист не использует в своих корыстных интересах или не передаёт заинтересованным лицам любую информацию, полученную в рамках его профессиональной деятельности, до обнародования этой информации.
5. Журналист публично сообщает своей аудитории об участии в политической деятельности и членстве в политической партии.
6. Недопустимо осуществлении журналистской деятельности в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, региональной, религиозной и социальной, равно как и половой, гендерной и сексуальной нетерпимости.
При подготовке журналистских материалов журналист понимает, что негативные стереотипы в вышеупомянутых сферах оказывают глубокое негативное влияние на общественное мнение и могут привести к дискриминации, языку вражды и нарушениям прав человека и гражданина.
Журналист избегает указаний на соответствующие признаки лица (группы лиц), а также на физические или психические особенности этого лица, за исключением тех случаев, когда эта информация является неотъемлемой составляющей журналистского материала.
7. Журналист при создании рекламных материалов отделяет их от информационного, аналитического и иного некоммерческого контента, выставляет соответствующую рубрикацию или дополнительные указатели (символы), чтобы коммерческий характер этих материалов сразу стал ясным для аудитории.
8. Журналист, ни при каких условиях не распространяет заведомо ложную информацию. Журналист обязан всеми возможными методами исправить любую распространённую информацию, если она не соответствует действительности и нарушает нормы настоящего Кодекса.
9. При редакционной обработке снимков и подписей к ним, текстов, заголовков не допустимы искажение, несоответствие и фальсификация материалов. Тексты материалов, интершумы, интервью должны соответствовать видеоряду съёмки.
10. Факты, суждения и предположения должны быть чётко отделены друг от друга.
11. Журналист с уважением относится к частной жизни каждого человека и гражданина. Вторжение в частную жизнь возможно в тех случаях, когда действия героя материала имеют социальное значение или представляют общественный интерес. Перед обнародованием подобных материалов журналист проверяет, не будут ли при этом затронуты права третьих лиц.
12. Журналист должен быть особенно осторожен при освещении вопросов, связанных с детьми. Для освещения личной жизни несовершеннолетнего лица (лиц) журналист должен иметь разрешение от его родителей, опекунов или законных представителей.
Недопустимым является раскрытие имён несовершеннолетних (или указывание признаков, по которым их можно распознать), которые имели отношение к незаконным действиям, стали участниками событий, связанных с насилием.
Общественный интерес к освещению проблем, связанных с детьми, оказавшихся в уязвимых ситуациях должен удовлетворяться, исходя из интересов и прав ребёнка.
13. Освещение судебных процессов должно быть непредвзятым ко всем участникам процесса. Журналист не может называть человека преступником до вступления в законную силу приговора суда. При создании материалов журналисту необходимо воздержаться от обнародования фамилий и имён, фотографий людей, подозреваемых в преступлениях, за исключением тех случаев, когда они являются публичными личностями, сами раскрывают свою идентичность или в ситуациях, предусмотренных законодательством.
14. Журналист воздерживается от поведения, которое может нанести вред или ухудшить физическое и психологическое состояние жертв преступлений, несчастных случаев и чрезвычайных происшествий, а также их родственников и близких.
При создании материалов журналисту необходимо воздержаться от обнародования фамилий и имён, фотографий и видеозаписей жертв преступлений, несчастных случаев и чрезвычайных происшествий, а также их родственников и близких, за исключением тех случаев, когда они являются публичными
15. Журналист во время подготовки материалов, посвящённых предупреждению экстремизма, анализу и обзору радикализма и терроризма обязан руководствоваться законодательством КР по противодействию экстремистской и террористической деятельности, в том числе нормами настоящего Кодекса.
При освещении теракта и контртеррористической операции журналист понимает, что спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.
Журналист избегает описания подробностей, которые могут усложнить задачу по спасению людей, также рекомендуется отказаться от излишнего натурализма при показе места события и его участников.
Журналисту необходимо помнить, что экстремистские и террористические организации стремятся использовать СМИ в своих целях для изложения своей позиции и влияния на общественное мнение.
Журналистам рекомендуется маркировать в материалах упоминание экстремистских и террористических организаций, чья деятельность в судебном порядке запрещена на территории Кыргызской Республики.
16. Журналист не раскрывает своих источников информации за исключением случаев, предусмотренных законодательством КР.
17. Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансировано.
18. Не допускается избирательное цитирование социологических исследований, искажающие их содержания. Опросы общественного мнения не должны дезинформировать и вводить в заблуждение граждан с целью получения заблаговременно определенного результата.
Журналист воздерживаются от цитирования анонимных экспертов, высказавшихся в поддержку или против ситуаций, явлений или людей, являющихся героями материалов журналистов.
19. Журналист прилагает все усилия для получения информации, документов, фотографий, аудио- и видеоматериалов в соответствии с законодательством КР. Использование иных методов может быть оправдано лишь в случаях, если такая информация имеет общественный интерес.
20. Журналиста нельзя обязать исполнять что-либо противоречащее его собственным убеждениям, принципам объективной журналистики.
21. Журналист не прибегает к плагиату. При цитировании любых данных, цитат журналист обязан делать обязательную ссылку на источник.
22. Журналист не сводить личные счёты через СМИ, интернет-издания и социальные медиа.
23. Журналист не наносить ущерб своим коллегам, уважает их честь и достоинство. Для поддержки профессиональной солидарности журналист действует в интересах профессии с учётом честной и справедливой конкуренции, свободы слова и информации.
24. Журналист при использовании в своих материалах публикаций, комментарии из социальных медиа должен убедиться в их достоверности. Публикации и комментарии публичных личностей можно использовать исключительно с верифицированных аккаунтов.
Сообщения с не верифицированных аккаунтов в социальных медиа рекомендуется не использовать. При необходимости следует связаться с владельцем аккаунта, убедиться в его авторстве и только после этого использовать его публикации в своих материалах.