Школа миротворчества и медиатехнологий при поддержке Канадского Фонда местных инициатив (CFLI) завершила очередной этап исследования языка вражды в вещательных, печатных, он – лайн и социальных медиа КР.
За три месяца в декабре 2014, январе и феврале 2015 года был проведен контент-анализ 47 СМИ, транслируемых и публикуемых на территории Кыргызстана на кыргызском и русском языках, в том числе это были 33 газеты, 11–онлайн медиа, 2 телеканала и 1 социальное медиа. СМИ для анализа были отобраны по принципу их популярности среди аудитории, доступности и распространяемости по всем регионам страны. Текущий медиа-мониторинг включал дополнительные индикаторы, такие как интервью в фокус-группах в приграничных районах и местах компактного проживания меньшинств.
Влияние общественно-политической повестки на язык вражды
За исследованный период было зафиксировано меньше медиа-текстов и репортажей, содержащих жесткий тип речи ненависти и открытые обвинения, несущие откровенные призывы к дискриминации в отношении этнических групп. Однако нетолерантные высказывания имели широкое применение и чаще встречались в завуалированных формах с враждебным подтекстом. Этничность людей, враждебная риторика по поводу их национальной принадлежности по-прежнему является линзой, через которую можно увидеть реакцию на политические, экономические и социальные вопросы. Если на политической арене (в парламенте, правительстве и т д) обсуждается острый вопрос, где ключевыми фигурами являются люди или объекты, представляющие какой-то этнос или страну, СМИ моментально тиражируют стереотипные высказывания, апеллирующие к чувствам и предубеждениям атаки. Эксперты зафиксировали рост количества этносов, в отношении которых направлены враждебные атаки. Если ранее документировалась антиузбекская риторика, то сейчас к мишеням ненависти добавились другие этнические группы. Задокументировано больше негуманных атак и очерняющих метафор в отношениикитайцев,русских, корейцев, уйгуров. Четко прослеживаются в СМИантиамериканские и антироссийскиенастроения журналистов и политиков в связи с событиями на Украине, предстоящим вхождением Кыргызстана в ЕврАзЭС, усиливаются антикитайские настроения в связи с увеличением миграционного потока из КНР в Кыргызстан. В январе-феврале 2015 года почти все обследованные медиа подробно описывали цели, задачи, положения и тиражировали требования ОО «Кырк чоро», с явной антиэтнической риторикой, описывали инциденты с их участием, тем самым привлекая к себе внимание националистически настроенной части аудитории. Некоторые репортеры используют “словарь языка вражды” из-за плохих компетенций. Социальные последствия тиражирования ненависти в СМИ показывают, что общество имеет достаточное чувство ксенофобии, необоснованное опасение или ненависть к этносам. К примеру, пользователи на он-лайн форумах и в Facebookактивно поддерживали ксенофобские высказывания и инициативы.
Язык вражды в публичном дискурсе
Основной проблемой негативно влияющей на аудиторию и формирующей общественное мнение остаются трансляционные стереотипы и язык вражды в публичном дискурсе. Наличие этого типа вражды является одним из наиболее прямых показателей демократически незрелого общества.Нередко репортеры, не задумываясь, полностью цитировали ксенофобские высказывания различных спикеров, предоставляли места в своих СМИ для явной националистической пропаганды без соответствующих комментариев. Опросы в фокус-группах показали, что напряженность и неприязнь в обществе могут спровоцировать такие речи политиков, например, такие, как недавнее высказывание Т.Сарпашева, 1-го вице-премьера КР, на заседании Ошской областной коллегии. Во время своего выступления чиновник сравнил Араванский и Карасуйский районы с Донецкой и Луганской областями на Украине, где идут боевые действия. Цитирование и транслирование в СМИ ксенофобских и расистских высказываний, прозвучавших на митинге напротив посольства США в Бишкеке, с участием представителей «Русского мира» и коммунистов, имело ряд прямых примеров ненависти в разделах комментариев.
«ЭффектCharlieHebdo»
Исследование степени влияние языка вражды на аудиторию в первые два месяца 2015 года показало неожиданный рост опасений религиозной неприязни. Больше это касается реакции на информацию, поступающую из-за пределов Кыргызстана и тиражируемую местными СМИ. Треть опрошенных респондентов читали или слышали в СМИ информацию, которая на их взгляд может вызвать неприязнь к другим религиозным группам. Опасения некоторых связаны с негативным изображением в медиа образа мусульман, в связи с ростом радикализма в регионе и войной в Сирии. Оценивая местный контент, некоторые респонденты сослались на негативную информацию в местных СМИ, которые рассказывают о гражданах Кыргызстана, воюющих в Сирии, и подчеркивают их этническую принадлежность, указывая, что это «узбеки и таджики». Этот факт вызывает недовольство и страх у представителей этих групп. Опрошенные зрители и читатели отметили влияние «эффекта Charlie Hebdo», вследствие чего у них сформировалась неприязнь по отношению к представителям христианских течений. Такие ощущения появились у аудитории после терактов в редакции французского сатирического еженедельника, последовавших вслед за публикацией в этом журнале карикатур на пророка Муххамеда. Муссирование данной темы в зарубежных и местных СМИ для многих стало потрясением. В то же время, читатели обращают внимание на существующую сатиру и анекдоты в местной кыргызоязычной прессе, зачастую содержащие ксенофобские клише и недружественные лексемы, что также может вызвать неприязнь к различным общинам. Экспертная группа разработала пакет рекомендаций направленных на содействие улучшению ситуации по предупреждения распространения языка вражды в СМИ и в публичном дискурсе, которые включают меры по борьбе с предубеждениями против меньшинств и преодоление связанных с ними негативных стереотипов. Однако свертывание разжигания ненависти в СМИ не должно посягать на свободу выражения мнений, в том числе и на Интернет свободу. Кыргызстан должен стремиться сохранять достигнутые лучшие показатели рейтинга свободы прессы в Центральной Азии, которые он завоевал по итогам 2014 года.
Об организации: Школа миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии (School of Peace making and Media Technology in Central Asia) является некоммерческой организацией сфокусированной на медиа-эдвокаси, исследованиях и тренингах по развитию СМИ.Исследования языка вражды в СМИ проводились группой медиа-мониторинга Школы миротворчества в 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годах.