Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

Урок № 1. Люди с инвалидностью – полноправные члены общества

Урок № 1. Люди с инвалидностью – полноправные члены общества

1. Что такое инвалидность?

В начале курса давайте разберемся с термином «инвалидность».

В Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ ООН) инвалидность определяется как результат взаимодействия, который происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими, а также барьерами среды, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

В кыргызском законодательстве инвалидность – это социально-юридический статус, который устанавливается в законном порядке, предполагающий наличие у человека стойких физических, психических или умственных нарушений. В зависимости от степени расстройств устанавливают I, II и III группы инвалидности.

В последнее время слово «инвалид» подверглось критике со стороны общества и вместо него начали использовать термин – «люди с ограниченными возможностями здоровья». Это аргументировали тем, что, прежде всего, необходимо подчеркивать, что это такой же человек, а уже потом говорить об его особенностях здоровья. Но и этот термин начали критиковать. Если у человека сильно разболелась голова, или сломал ногу – он тоже становится человеком с ограниченными возможностями здоровья. Но у него нет присвоенного в законном порядке статуса инвалидности. В связи с этим активисты, работающие в данной сфере, людей у кого есть социально-юридический статус, присвоенный государственным органом, рекомендуют называть «людьми с инвалидностью».

В английской версии название Конвенция звучит так: «Convention on the Rights of Persons with Disabilities», которая на русский переводится следующим образом: «Конвенция о правах лиц с инвалидностью».  Официальный перевод данного документа на русский язык звучит так «Конвенция о правах инвалидов». По всему тексту используется термин «инвалид», так как данный документ был переведен на русский язык более 10 лет назад. Поэтому в цитатах из Конвенции был использован термин “инвалид”. Разработчики тренингового модуля не рекомендуют использование термина «инвалид».

В Конвенции  к людям с инвалидностью относятся люди с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

 

2. Модели инвалидности

Конвенция предлагает социальную и правозащитную модель понимания инвалидности, которая:

  • признает человека с инвалидностью равноправным членом общества;
  • не изолирует, а стимулирует его на самореализацию,
  • основной акцент делает не на лечении, а на удовлетворении его потребностей, на устранение дискриминации, а также на создание эффективных механизмов защиты и реализации его прав и свобод.

В нашей стране с советских времен действует медицинская модель, в которой инвалидность рассматривается как заболевание, патология.

Этот подход построен так, что к людям с инвалидностью относятся как к человеку, которого нужно лечить, помогать, который должен сидеть дома, учиться и лечиться отдельно в специализированных учебных заведениях.

В медицинском подходе основным препятствием считается сама инвалидность человека, тогда как в социальном и правозащитном подходах основным препятствием является неприспособленная окружающая среда.

Её главная идея состоит в том, что люди с инвалидностью обладают полным спектром прав человека и основных свобод без какой-либо дискриминации. В этой связи Конвенция способствует полноценному участию инвалидов во всех сферах жизни, ставя под сомнение традиции, стереотипы, предрассудки, пагубные практики и стигму, затрагивающие людей с инвалидностью.

В 2018 году было проведено исследование по выявлению негативных стереотипов в отношении людей с инвалидностью. Результаты исследования показали, что в общественном сознании глубоко укоренились негативные стереотипы, способствующие дискриминации и препятствующие развитию людей с инвалидностью как полноправных членов общества.

Также было выявлено, что стереотипное мышление находит реальное отражение в политике, законах, информационном поле и правоприменительной практике.

В сознании общества имеют место такие стереотипы как: людям с инвалидностью следует помогать, опекать; за ними постоянно необходимо присматривать и что они являются обузой для семьи и общества в целом.

Основная миссия сегодняшней журналистики в освещении темы инвалидности – способствовать изменению общественного мнения по отношению к людям с инвалидностью, научить общество принимать их как равных, больше обращая внимание на устранение физических, информационных, социальных и психологических барьеров, с которыми они сталкиваются ежедневно.

Для полного понимания темы инвалидности необходимо ознакомиться с нормами Конвенции ООН о правах инвалидов. Для этого предлагаем вам презентацию о нормах КПИ ООН. Вы также можете ознакомиться полным текстом Конвенции здесь.

 

3. Люди с инвалидностью – активные члены общества

В освещении темы инвалидности людей с инвалидностью необходимо представлять как активных членов общества, а не как пассивных и несамостоятельных наблюдателей. Представляйте людей с инвалидностью с точки зрения их возможностей и пользы, которую они могут принести обществу. Откажитесь от стереотипного мышления, что люди с инвалидностью являются иждивенцами и не способны приносить пользу обществу. Чем больше видно, что человек с инвалидностью чего-то достигает, тем меньше значения придается его инвалидности или отличиям от других.

Задача заключается в том, чтобы показать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг люди с инвалидностью могут многое дать своим семьям и обществу.

Журналисты часто собирают мнения экспертов по различным общественно важным темам. Среди них в качестве экспертов очень редко выступают люди с инвалидностью. Рекомендуется как можно больше привлекать экспертов, предпринимателей, тренеров, должностных лиц и других активных граждан с инвалидностью в качестве респондентов, даже если материал не касается темы инвалидности. При этом не делая акцент на инвалидность личности. Аудитория может визуально констатировать инвалидность человека через фото и видео материалы. Но журналист создает материал, не обращая внимания аудитории на инвалидность респондента. Обилие подобных материалов, без сомнения, внесет свой вклад в искоренение стереотипов и в изменение образа человека с инвалидностью в сознании населения, в создании толерантного, инклюзивного общества, где каждый чувствует себя реализованным и частью этого многообразного общества.

 

Кейс №1.  «Мусороперерабатывающий завод»

Вариант А

Журналист берет интервью у предпринимателя (мужчина с инвалидностью, пользуется инвалидной коляской), который создал мусороперерабатывающий завод. Завод принимает мусор, сортирует и производит различные бытовые принадлежности. На заводе работает более 2000 человек.

Журналист: Расскажите, пожалуйста, как вам удалось реализовать такой успешный проект?

Респондент: В мире очень много подобных успешных проектов, которые реализовываются людьми. Я тоже, как один из них реализовываю свои идеи.

Журналист: Не все, даже здоровые люди не могут реализовать половину того, что вы сделали. А вы, несмотря на вашу инвалидность, создали такое полезное дело для общества. Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями вы сталкивались при реализации этой идеи?

Респондент: Трудности были, но я их даже не замечал.

Журналист: Расскажите, вам, наверное, было трудно передвигаться по городу, ведь для создания такого большого предприятия постоянно нужно было вести переговоры, куда-то ездить?

Респондент: Да, очень много недоступных для людей с инвалидностью зданий, мест. Но я как-то не обращал на это внимания.

Здесь можете посмотреть видео версию интервью.

 

Вариант Б

Журналист: Расскажите, пожалуйста, откуда появилась идея создания мусороперерабатывающего завода.

Респондент: Я думаю, что идея создания мусороперерабатывающего завода была у многих бизнесменов. Все знают, что в городах развитых стран стоят отдельные мусорные ящики для стекла, бумаги, пластика и пищи. В нашей стране вопрос переработки мусора всегда стоял остро. Мне всегда хотелось открыть свое дело, больше зарабатывать, иметь возможность путешествовать по миру и реализовать свои цели. Вот так я начал этим заниматься.

Журналист: А с чего вы начали?

Респондент: Работая в неправительственной организации, мы тесно сотрудничали с международными организациями. В начале мы выиграли тендер на создание предприятия по сортировке мусора. Часть денег мы получили через гранты, остальное мы сами нашли. Потом мы с единомышленниками создали маленькое предприятие по переработке пластика. Провели информационную кампанию по сортировке мусора, дальше все пошло как по накатанным рельсам. Трудности были, но я их даже не замечал.

Журналист: Сегодня вы являетесь одним из успешных бизнесменов нашей страны. Вам удалось реализовать свои цели жизни?

Респондент: Знаете, когда работаешь и развиваешься в конкретном направлении, оказывается цели жизни тоже корректируются. По работе мне пришлось очень много ездить по миру и желание путешествовать реализовалось само собой. Но я не просто ездил и путешествовал. Я изучал их опыт.  Все эти годы я работал с целью сделать нашу страну чище. Сейчас я работаю над другим бизнес-проектом.

Журналист: Поделитесь новой идеей?

Респондент: Это связано с созданием доступной среды.

Журналист: Вы, наверное, проводили мощную информационную кампанию, что народ так быстро научился сортировать мусор?

Респондент: Нет, мы больше делали упор на создание условий. В чем смысл информационной кампании, если нет условий. Людям свойственно избавляться от мусора любым путем. Это касается не только бытового мусора. Люди с охотой избавляются от ненужных мыслей, привычек, отношений, если есть подобающие условия.

Здесь можете посмотреть видео версию интервью.

 

Задание:

Сравните эти две беседы. Какие положительные и отрицательные моменты можете отметить?

В первом случае, журналист делает акцент на трудности реализации целей и спрашивает «как вам удалось?».  А вторым вопросом «Не все, даже здоровые люди не могут реализовать половину того, что вы сделали. А вы, несмотря на вашу инвалидность, создали такое полезное дело для общества?» журналист выделяет респондента от общества здоровых людей и причисляет к группе людей с инвалидностью. Респонденту напоминают, что он человек с инвалидностью, не такой как все. Соответственно он замыкается и не готов к откровенной беседе. Спрашивая об условиях, созданных для людей с инвалидностью, журналист интересуется не качеством условий, а насколько было трудно респонденту передвигаться по городу. То есть всячески пытается вызвать жалость читателя к респонденту. Также журналист берет интервью у человека, сидящего на инвалидной коляске, стоя что является крайне некорректным. По этике респондент и журналист должны находиться на одном уровне.

Во втором случае, журналист воспринимает респондента как личность. Интересуется как он начинал бизнес, какие у него идеи, интересы, цели жизни. Журналист даже не замечает инвалидность респондента и воспринимает его как обычного человека, который делает большой вклад для развития страны. Соответственно респондент с удовольствием и искренне делится своим опытом и мнениями. В результате получилась беседа без стереотипов, без попыток выбивать слезу и без жалости.