Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

Урок №4. Негативные стереотипы

Урок №4. Негативные стереотипы

1. Не распространяйте негативные стереотипы

Один из наиболее распространённых стереотипов – это убеждение, что «человеку с инвалидностью всегда требуется помощь». 

Этот стереотип угнетающе действует на людей с инвалидностью. По их мнению, он ставит под сомнение самостоятельность человека с инвалидностью, показывает, что он никогда не сможет жить полноценной жизнью. Именно благодаря этому стереотипу людей с инвалидностью не принимают на работу. Люди с инвалидностью отмечали, что этот стереотип вынуждает их ежедневно всем и каждому доказывать свою «пригодность» и самостоятельность.

Из материалов исследования: – «Когда я поступила в университет, меня боялись, боялись со мной знакомиться. Но меня проинструктировали, что я должна первой знакомиться с другими студентами, и я первая подходила и знакомилась. Студенты поначалу боялись и стеснялись, не шутили со мной, думали, что я ранимая и не понимаю шуток. Когда я выхожу с коляской, люди тоже меня боятся, проходят, шарахаются. А некоторые останавливаются и деньги дают. Я им говорю – мне не нужно, а они думают, что все мы бедные. Многие считают, что мы должны сидеть дома. Мне всегда говорят: «Что ты делаешь в городе, что дома не сидишь

 

«Люди с инвалидностью не имеют сексуальных нужд, не могут иметь здоровых детей, им запрещено рожать» – подобные стереотипы тоже ограничивают их права быть полноценными членами общества. Даже сами люди с инвалидностью считают, что они не готовы к родительству. Или не достойны. Или не смогут вырастить ребенка.

Женщинам с инвалидностью стать матерью гораздо тяжелее: врачи принудительный аборт предлагают, окружающие негативно отзываются о таком шаге. В обществе имеют место предрассудки, что с моральной точки зрения женщины такой группы не имеют права стать матерью – «может родиться такой же инвалид» и, что ребенок будет во многом обделен, так как тяжело будет кормить, нянчить, ухаживать. То есть на женщину с инвалидностью вешают ярлык, что она не может стать хорошей матерью. Само общество, рассуждая так, «делает» людей с инвалидностью ущербными, неполноценными. Но они так же, как и все имеют право на продолжение рода. В Конвенции о правах инвалидов прописано равенство прав и возможностей людей с инвалидностью во всех сферах жизни.

С каждым годом в Кыргызстане политика государства и отношение общества к людям с инвалидностью меняется, но по-прежнему нет равного доступа к образованию, здравоохранению, инфраструктуре и другим услугам.

Люди с инвалидностью также находятся под воздействием стереотипов в отношении окружающих, они боятся быть отвергнутыми и поэтому часто отказываются от общения с другими людьми. Так, например, многие родители детей с инвалидностью прячут их, не пускают на улицу, выступают против совместного обучения детей. Большинство женщин, родивших и воспитывающих детей с инвалидностью, не получают психологической помощи и годами находятся в стрессовой ситуации по причине существования стереотипов в обществе.

Зачастую общество воспринимает людей с инвалидностью как зависимых, неполноценных людей, которые всегда в чем-то нуждаются, которых следует жалеть. 

Негативные стереотипы мешают людям с инвалидностью чувствовать себя равными в обществе, радоваться жизни, развиваться, быть успешными и счастливыми. Предрассудки наносят вред и государству в целом, поскольку из-за них люди с инвалидностью не смогут влиться в общественную жизнь, и быть независимыми гражданами, не смогут получить качественное образование и работать во благо страны.

Ущербные, обделенные, несчастные, которых нужно жалеть и которые являются грузом для семьи, общества и государства. Вот так в большинстве своем относятся к людям с инвалидностью. Так же ошибочно считают, что люди с инвалидностью «агрессивные, озлобленные на весь мир, у них сложный характер, и поэтому с ними лучше не общаться». В таком восприятии отчасти «виноваты» и СМИ. Созданный негативный образ, стереотип в отношении человека с инвалидностью становится барьером для их слияния и привыкания в обществе, наносит им психологические травмы и ведет к замкнутости, одиночеству и изолированности от остального мира.

Существует ложное представление, что люди с инвалидностью малообразованны, их трудно научить что-то делать. Этот стереотип является очень опасным, потому что, основываясь на нем, работодатели отказывают им в работе. Они сомневаются, что люди с инвалидностью могут или умеют что-то делать.

В Кыргызстане проживает 187 тыс человек с особыми потребностями.  В стране разрабатывается программа «Доступная страна», рассчитанная на 20 лет. В ней сказано об интеграции в общество людей с инвалидностью, внедрении инклюзивного образования, совершенствовании доступа к инфраструктуре и медицине.

Сейчас пошла такая тенденция, что люди с инвалидностью стали не просто видимыми гражданами Кыргызстана, они стали активно включаться в жизнь общества.

Люди с инвалидностью хотят, чтобы в них видели, прежде всего, человека. Акцент делали на человека, а потом уже на статус. Поэтому они стали ратовать, чтобы их назвали “человек с инвалидностью”.

Сейнеп Дыйканбаева, юрист  и программный менеджер ОО родителей детей с инвалидностью “АРДИ”: “Тему инвалидности СМИ часто освещают, вызывая жалость. Материалы трагические, музыки унылые, а слова, которые используют: “бул сыноо”, “это испытание”. Это неправильно. Наоборот, герои всегда радостные и им все нипочем. Человеку с инвалидностью ничто человеческое не чуждо. Люди с инвалидностью, как и люди без инвалидности, бывают разными и переживают разные обстоятельства, бывают в хорошем и в плохом настроении. Кто-то уверен в своих силах, кто-то нет. Среди них есть талантливые, активные, спокойные, совершенно разные личности. Поэтому судить о людях с инвалидностью нужно, учитывая все эти нюансы. Все люди на Земле переживают и хорошие, и трудные моменты в жизни, просто у людей с инвалидностью по причине существующих барьеров и неинклюзивности общества, этих трудностей вдвое больше, чем у обычных людей, поэтому важно их устранять».

 

Некоторые журналистские материалы, поднимающие проблемы и нужды одного конкретного человека с инвалидностью, вызывают широкий общественный резонанс и люди начинают помогать, отправлять одежду, деньги и другие необходимые вещи. Такого рода акции возможно решают временные проблемы того или иного человека, но в широком смысле такого рода материалы укрепляют негативные стереотипы по отношению к людям с инвалидностью, что им постоянно нужно помогать, поддерживать и что они сами не в состоянии прокормить себя.

Часто журналисты сами поддерживают негативные представления о людях с инвалидностью. При подготовке материалов многие журналисты не осознают, что становятся источником негативных стереотипов.

 

Кейс №5 Ребенок с инвалидностью

Журналист: Как живется семье, в которой воспитывается ребенок-инвалид?

Респондент: Нам очень сложно. Я не могу оставить ребенка и работать. Пособия не хватает. Еле сводим концы с концами. Когда муж узнал, что у нас больной ребенок, бросил нас. Вот так и живем вдвоем.

Журналист: Я понимаю, вам очень сложно. Вы как-нибудь пытались решить эту проблему?

Респондент: Нас только вспоминают в начале декабря. Вот в прошлом году коляску подарили. Благотворительные организации привозят продукты, одежду. Спасибо им. Я каждый день отвожу ребенка на занятия. Он там учится держать ручку, выговаривать слова. Трудно обучаться. Но мы учимся.

Журналист: В этот центр развития каждый день приходит 10 мам с особенными детьми.

Работник центра развития: Я сама родительница такого ребенка. И я поняла, что таких, как я много. И при помощи зарубежных доноров открыли такой центр. Было бы хорошо, если мы постепенно начнем получать образование в обычных школах. Детям необходимо адаптироваться, интегрироваться. Здесь у них свой мирок. Но надо думать и о будущем: к наши дети будут жить дальше.

Журналист: После обучения в центре они снова возвращаются в свой дом. И закрываются.

Здесь можете посмотреть видео версию интервью.


 

Кейс №6 Новогодний концерт

Журналист: В Бишкеке состоялся новогодний концерт. На праздник пригласили более 100 детей с инвалидностью, из семей, нуждающихся в социальной поддержке. Как ваше настроение?

Респондент: Я мама ребенка с инвалидностью. Праздник вот уже много лет подряд устраивает один предприниматель. И просто неравнодушные люди дают деньги на сладости, предоставляют бесплатно транспорт.

Журналист: После концерта дети получили новогодние подарки.

Ребята, для которых просто выехать из стен детского дома – уже событие и праздник, ждут таких мероприятий, с радостью принимают подарки и с удовольствием смотрят подготовленный для них концерт. Тебе понравилось?

Респондент: Атмосфера была сказочная: веселье, смех, аплодисменты, сюрпризы. Мне нравятся такие праздники.

Журналист: На 1 января 2018 года дети с инвалидностью составили 29,9 тыс. человек. Общая их численность ежегодно возрастает.

Здесь можете посмотреть видео версию интервью.

 

Сравните эти две беседы. Подумайте, какие методы были применены в данных случаях?

В беседе «Ребенок с инвалидностью» журналист проявляет к респонденту жалость. Все время акцент ставится на сложности, безысходности. В одном месте есть просвет, положительный момент в раскрытии темы – ребенок обучается. И что родители детей с инвалидностью объединяются в такие центры и пвтаются решить проблему с образованием. Но материал заканчивается унылостью, и у аудитории еще больше укрепляются стереотипные представления, что люди с инвалидностью с трудом обучаются и не работают, им нужна помощь и их нужно жалеть и обособлять.

Необходимо отходить от подобного освещения темы инвалидности. Всем известно, что коллективное сознание создает реальность. Чем сильнее негативные стереотипные представления общества в отношении людей с инвалидностью, тем труднее изменить их качество жизни.  Кроме того негативные стереотипные представления делают их еще больше уязвимыми, им трудно найти работу, устроить свою жизнь, реализовать себя.

Второй случай «Новогодний концерт”. От такой подачи журналиста у людей складывается впечатление, что людям с инвалидностью надо помогать, что-то дарить, то есть после такого материала вырабатывается желание материально помочь. Материал подчеркивает и укрепляет стереотипное мышление о том, что люди с инвалидностью живут обособленно и нуждаются в помощи. Также нужно отметить, что сам факт организации праздников отдельно для детей с инвалидностью полностью противоречит нормам Конвенции, отделяет их от общества.

Журналистам и блогерам необходимо внести свой вклад в искоренение предрассудков, основанных на идее неполноценности людей по инвалидности.

 

Кейс №7. В доме у паралимпийца

Съемочная группа в доме у паралимпийца. Он показывает дипломы, награды.

Журналист: Эти награды гордость не только его семьи, но и Кыргызстана. А с чего все начиналось?

Респондент: Это была случайность. Может судьба. Однажды я гулял на улице и меня заметил мой будущий тренер. Он увидел, видимо, во мне силу и потенциал. Он пригласил тренироваться. Пять лет усилий – вот результат.

Журналист: Каждый день он проходит этот путь – от дома до спортзала. Путь к успеху спорсмена тернистый и непростой. Как мотивировать себя?

Респондент: Меня с детства учили принимать жизнь как она есть. Тренер мне всегда говорит, что спорт – это железный характер и сила воли. У человека два пути – ты мoжeшь лежать и ныть, чтo y тeбя плoxaя гeнeтикa, что все вокруг плохо, a мoжeшь пpocтo встать и нaчaть paбoтaть нaд coбoй, вepить в ceбя и добиваться цели.

Тренер респондента: Ключ к успеху – это работа над собой и самодисциплина. Каждый может попробовать себя в спорте. И невозможное – возможно. Наши двери открыты для желающих тренироваться. Но хотелось бы, чтобы таких мест было больше, где могут заниматься особенные дети. 

Сегодняшние награды и медали не предел для нашего героя, он готовится к следующим паралимпийским играм.

Здесь можете посмотреть видео версию интервью.

 

Какова подача, на чем акценты ставились?

В беседе «В доме у паралимпийца» журналист с самого начала не делает акцент на том, что респондент с инвалидностью. Начинает раскрывать его как личность.  По картинке понятно, что он передвигается на коляске. Вопросы такие, какие задают обычному спортсмену, достигшему успеха. Формула успеха для всех одна – это упорство и труд. То есть этим материалом показываются равные возможности для всех и в то же время мотивирует остальных людей – кто сидит взаперти, не выходит из дома  – на перемены в жизни.

 

2. Перестаньте героизировать!

Журналисты часто используют фразу “Алты саны аман адамдарга караганда эмгектенип, үй-бүлөсүн багып, чоң жетишкендиктерге ээ болуп келе жатат” (по сравнению со здоровыми людьми, он работает, обеспечивает семью и добивается успехов). Сравнение людей с инвалидностью со здоровыми людьми – это своего рода деление их на отдельную группу общества, а инвалидность человека преподносится как патология и болезнь. При подготовке материала журналист, в первую очередь, сам должен понять и принять человека с инвалидностью как члена общества, которому ничего человеческое не чуждо.

Гульмира Казакунова, руководитель ОФ «Равенство»: «Дорогие журналисты, перестаньте героизировать людей с инвалидностью по любому поводу, поменяйте отношение. Люди с инвалидностью такие же люди, как и все остальные».

 

Участник группового исследования: – Мне жутко не нравятся статьи, когда про человека с инвалидностью пишут, что он такой герой, преодолевает все трудности, сам себе рубашку застегивает, белье стирает и даже чашку моет. Это как раз и показывает неравенство. Вы же не будете писать в газете, что ваш ребенок моет посуду и поэтому он герой. (г. Бишкек)

 

Кейс № 8. Маленькие люди

Журналист: Среди людей с инвалидностью есть лилипуты. Они инвалиды детства. Самара эже закончила обычную советскую школу. Ей повезло с учителями и классом. Каково было вам в детстве?

Респондент: Когда еще была маленькой, я выходила на улицу и понимала, что со мной что-то не так. У меня всегда было ощущение, как будто я картина, и люди меня разглядывают. Мои родители всегда говорили, что я просто особенная. Они отдали меня в обычную, не специализированную школу. За это им спасибо. Я выросла среди ребят без инвалидности. Училась хорошо. Получила экономическое образование.

Журналист: Просить маленькие люди не любят. Они предпочитают строить свою жизнь самостоятельно. Она работает в банке. Расскажите, как складывалась ваша жизнь?

Респондент: Я больше двадцати лет работала в банке. Жила с родителями. Потом начала думать о будущем. Что будет со мной после смерти родителей? Я захотела самостоятельности. Купила в ипотеку свое жилье.

Журналист: Самара эже несколько лет назад взяла на воспитание новорожденного ребенка. Ее дочери уже шесть лет. 

Респондент: Мы такие же люди, как и другие. Немного меньше ростом. Мы чувствуем, живем обычной жизнью, видим и слышим. Имеем право, на счастье. Моя дочь – мое будущее, мое счастье. Мой смысл жизни. Единственное я беспокоюсь, что в школе могут дразнить моего ребенка, потому что я – инвалид.

Журналист: Жизнь маленького человека –  это серьезная битва за большое будущее. И одерживать победу на каждом этапе ей удается.

Здесь можете посмотреть видео версию интервью.

 

Задание

Как вы думаете, везде ли журналист задавал вопросы корректно? Или можно по-другому их сформулировать? Какие термины использовал? Вас не смутило слово «лилипут»?

В беседе «Маленькие люди” мы показываем человека с сильным характером. Который несмотря на стереотипы в обществе, хочет и живет полноценной жизнью. Всю свою любовь тратит на ребенка и воспитывает его. Она рассказала о проблеме – общество негативно относится к людям с инвалидностью. Но журналистам необходимо понять, что в этом материале мы героизируем человека. Мы же не будем писать о ком-то другом, если они окончили ВУЗ, работают и усыновляют ребенка. Для общества это обычное явление. А почему мы должны писать и героизировать людей с инвалидностью, если они делают вещи совершенно обычные для всех остальных. Кроме того, в материале делается большой упор на инвалидность человека. На основе концепции Конвенции, общество должно принимать людей с инвалидностью такими же, как все остальные.       

Большинство маленьких людей считает оскорбительным слово «лилипут» или «карлик». В мифологии люди необычайно маленького роста часто олицетворяли «примитивные инстинкты». Видимо, оттуда же произошёл и стереотип о низком интеллекте. Но это не так.

В создании хороших историй важно, чтобы жизнь персонажа была представлена в интересной форме. Ошибочно, если материал ставит целью лишь информировать об инвалидности человека.

Материалы для распространения широкой аудитории должны готовиться из понимания, что эти люди так же, как и все остальные, могут и должны заботиться о близких, могут злиться и радоваться, иметь детей, создавать семьи, быть спокойными или активными, грубыми или вежливыми, ленивыми или трудолюбивыми, талантливыми или неталантливыми. Достижения людей с инвалидностью рекомендуется освещать, не сравнивая с достижениями здоровых людей, не ущемляя их честь и достоинство. А зрителям и читателям следует самим сделать вывод и оценить их достижения и самоотверженность.

В заключение

От журналистов зависит многое. От того, как они преподносят материалы об их жизни и проблемах, такое и мнение будет укрепляться в сознании людей.

При подготовке материалов об инвалидности, журналистам следует предварительно изучить существующие стереотипы, и создать для себя положительный образ о людях с инвалидностью. Журналист должен тщательно проанализировать свой материал на предмет того, насколько он помогает обществу быть более толерантным по отношению к людям с инвалидностью, полезен для создания жизни без барьеров, помогает разрушать устоявшиеся негативные стереотипы.