В мае 2021 года мониторинг зафиксировал 8 сообщений. Из них 2 определяют фактическое положение СМИ в свете политической атмосферы месяца, 3 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, судебных делах в отношении СМИ и журналистов, 3 – о нападениях и угрозах в отношении СМИ и журналистов, а также конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов, которые, в большинстве своем, не основаны на законе.
I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ И ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ
03.05.2021
Заявление медиасообщества Кыргызстана ко Всемирному дню свободы печати
В нашем ежегодном заявлении, приуроченном ко Всемирному дню свободы печати, мы, медиасообщество Кыргызстана, хотели бы обратить особенное внимание на важность защиты свободы слова и свободы СМИ в нашей стране.
Сегодня журналисты негосударственных СМИ сталкиваются с беспрецедентным уровнем запугивания и преследования в соцсетях. Они начались еще в 2019 году, когда в Кыргызстане была проведена серия серьезных журналистских расследований, в ходе которых были выявлены коррупция на высоком уровне и схемы хищений через таможню. Как пишет издание ОpenDemocracy, в республике организованы многочисленные фабрики троллей.
Мы считаем, что цель информационных кампаний этих фабрик – дискредитация журналистов негосударственных СМИ и их расследований. Это делается через массовый вброс проплаченных постов в соцсетях, чтобы, с одной стороны, заглушить журналистов, а с другой – манипулировать, влиять на граждан, избирателей.
Так, атаки на журналистов негосударственных СМИ в октябре 2020-го, после парламентских выборов и смены власти, содержали угрозы физического насилия и нападения не только онлайн, но и офлайн.
В ноябре – январе прошлого года онлайн-атаки в адрес журналистов продолжились. Это было связано с тем, что журналисты негосударственных СМИ задавали вопросы по поводу содержательных вызовов и рисков, которые несет новая редакция Конституции. Журналисты информировали общество о допущенных процедурных нарушениях, касающихся процесса внесения изменений в Основной закон.
Высокопоставленные публичные политики не осуждают нападки на журналистов со стороны своих единомышленников. Более того, они сами позволяют двусмысленные высказывания в отношении журналистов и иных граждан, законно реализующих свое конституционное право и высказывающих свое мнение.
Преследование альтернативного мнения, к сожалению, имеет свое продолжение в государственных СМИ, которые используются для пропаганды и одностороннего освещения происходящего в стране.
Несмотря на колоссальное давление, независимые журналисты трудятся каждый день, обеспечивая доступ к информации гражданам нашей республики. Это было особенно важно в эти дни, когда на приграничной территории Кыргызстана и Таджикистана произошел вооруженный конфликт.
Благодаря материалам журналистов негосударственных СМИ и их своевременному распространению на иностранных языках обеспечивается доступ к достоверной информации о происходящем в нашей стране не только внутри Кыргызстана, но и за его пределами.
Несмотря на трудности и риски, все журналисты и репортеры, находящиеся на месте событий и не только, ответственно выполняли свой долг, проявив себя активными защитниками прав человека и медиаторами в вопросе деэскалации конфликта и урегулирования ситуации посредством сбора и распространения достоверной, сбалансированной и оперативной информации.
Ситуация на границе остается все еще хрупкой и неустойчивой. В этой связи мы хотим в очередной раз напомнить власти: чтобы общество доверяло и принимало решения государства, они должны быть прозрачными и подотчетными. Для этого государство должно обеспечить СМИ доступом к информации, чтобы журналисты в свою очередь передавали обществу оперативную и достоверную информацию о событиях и решениях, принимаемых в стране.
21.05.2021
Государство не признало рекламой пропаганду лечения коронавируса иссык-кульским корнем
Государственное агентство антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики рассмотрело жалобу ОФ «Центр Медиа Развития» о том, что в новостном выпуске канала «Ала-Тоо 24» фактически была реклама ядовитого растения аконит.
По информации чиновников, настойка корня ядовитого растения аконит в настоящее время в свободной торговле на рынке как товар, отсутствует. Также репортаж не был размещен в рубрике «реклама» и не содержал пометку «на правах рекламы», то, соответственно, этот репортаж не является рекламой и не нарушает нормы закона КР «О рекламе».
Доводы правозащитников о том, что одной из целей Закона КР «О рекламе» является пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью не были приняты.
Нужно сказать, что в соответствии со статьей 2 Закона КР «О рекламе», рекламой является информация (рекламная информация), распространяемая в любой форме, с помощью любых средств о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц, призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Активистам сообщили, что только когда в свободной продаже появится та настойка, которая демонстрировалась в эфире, данный сюжет будет считаться рекламным.
По мнению представителей агентства, министр здравоохранения КР или президент КР должны были подать заявку на размещение социальной рекламы, только в этом случае репортаж был бы признан рекламным.
Азамат Касыбеков,
представитель ОО «Журналисты» в Чуйской обл. и г. Бишкек
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ И ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ
Изменения и проекты изменения действующего законодательства, определяющие правовое положение СМИ и интернет-изданий
31.05.2021
Обращение по поводу создания согласительной группы по закону КР «О манипулировании информацией»
Кому: Жогорку Кенеш Кыргызской Республики
31 мая 2021 года
28 мая 2021 года на сайте www.kenesh.kg была размещена Повестка дня заседания Комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – Повестка дня) на 31 мая 2021 года.
Первым пунктом повестки планируется рассмотреть вопрос образования согласительной группы для выработки согласованного варианта Закона Кыргызской Республики «О манипулировании информацией», возвращенного с возражением Президента Кыргызской Республики (вх. №6-12813/20 от 3 августа 2020 года).
Однако, со времени направления возражения Президентом КР прошло 10 месяцев, что значительно превышает сроки, предусмотренные Законом КР «О Регламенте ЖК КР». В части 1 статьи 62 Закона КР «О Регламенте ЖК КР» говорится, что Торага не позднее 2 рабочих дней со дня получения закона с возражениями Президента направляет возражение в ответственный комитет, фракциям, экспертной службе. После чего, в соответствии с частью 2 статьи 62 данного закона, в срок не более 10 рабочих дней ответственный комитет (в нашем случае это Комитет ЖК по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению) должен принять решение по дальнейшей судьбе законопроекта. Таким образом, все сроки, предусмотренные Законом КР «О Регламенте ЖК КР» пропущены более чем на 8 месяцев.
Кроме того, в январе 2021 года Президентом Кыргызской Республики был избран С. Жапаров. Одним из первых его решений был указ «О проведении инвентаризации законодательства Кыргызской Республики» от 8 февраля 2021 года. В рамках мероприятий по реализации данного указа ведется работа по масштабной инвентаризации законодательства Кыргызской Республики, в том числе и в области свободы слова и доступа к информации.
В целях реализации Указа Президента КР от 17 декабря 2020 года №64, Распоряжением Премьер-министра КР У.А. Марипова от 17 марта 2021 года была образована межведомственная рабочая группа по разработке проекта Цифрового кодекса Кыргызской Республики. Планируется, что Цифровой кодекс будет включать в себя достаточно широкую сферу нормативного регулирования, в том числе и по сфере регулирования предусмотренной проектом Закона КР «О манипулировании информацией».
В настоящее время также ведется масштабная работа по разработке проекта Концепции информационной политики Кыргызской Республики, которая предусматривает введение ряда изменений и в соответствующее законодательство Кыргызской Республики.
В свое время данный законопроект был крайне негативно воспринят обществом Кыргызской Республики и получил отрицательные отзывы со стороны международного сообщества, так как законопроект имеет большое количество непроработанных механизмов реализации, а также серьезные риски по его злоупотреблению при право применении, которые несут значительные угрозы для свободы слова в Кыргызской Республике.
В связи с тем, что за эти 8 месяцев в Кыргызской Республике произошли значительные изменения во всех сферах деятельности, считаем, что рассмотрение вопроса о создании согласительной группы для выработки согласованного варианта Закона Кыргызской Республики «О манипулировании информацией», возвращенного с возражением бывшего Президента КР – С. Жеенбекова является нецелесообразным и не отвечает требованиям нынешнего времени и рекомендуем Комитету по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики снять с повестки дня вопрос образования согласительной группы для выработки согласованного варианта Закона Кыргызской Республики «О манипулировании информацией».
ОФ «Правовая Клиника «Адилет»
ОФ «Центр Медиа Развития»
Фонд расследовательской журналистики
ОО «Журналисты»
ОФ «Институт Медиа Полиси»
ОФ «Центр поддержки СМИ»
ОФ «МедиаКонсалт»
31.05.2021
Парламентский комитет создал согласительную группу для выработки согласованного варианта скандального законопроекта «О манипулировании информацией»
Парламентский комитет по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению создал согласительную группу для выработки согласованного варианта скандального законопроекта «О манипулировании информацией», сообщает 24.kg.
На заседании не озвучили имена тех, кто вошел в эту группу. Известно, что в ней будут представители министерств юстиции, экономики, цифрового развития и ГКНБ.
Напомним, что ранее депутат Гульшат Асылбаева предлагала создать специальный орган по контролю контента в интернете. По ее словам, целью законопроекта являются обеспечение прав и свобод граждан, юридических лиц и государства и защита их от ложной или недостоверной информации, распространяемой в Сети.
26 июня 2020 года депутаты одобрили законопроект. Однако экс-президент КР Сооронбай Жээнбеков в августе 2020 года вернул закон с возражением.
Медиа сообщество КР 31 мая сделало совместное обращение, в котором говорится, что рассмотрение вопроса о создании согласительной группы для выработки согласованного варианта Закона «О манипулировании информацией» является нецелесообразным и не отвечает требованиям нынешнего времени. Они рекомендовали профильному комитету снять его с повестки дня.
Комментарий
Помимо того, что Жогорку Кенешем КР сроки, предусмотренные Законом КР «О Регламенте ЖК КР», пропущены более чем на 8 месяцев, одной из основных причин по которой данный законопроект не может быть принят парламентом страны и утвержден Президентом КР, это то, что согласно Конституции КР, принятой на референдуме в этом году, запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и средств массовой информации (ст.63 Конституции КР).
Необоснованный отказ или ограничение в предоставлении общественно значимой информации
07.05.2021
Было запрещено вести фото и видео съемку встречи Президента КР с местными жителями Баткенской области
6 мая во время рабочей поездки по Баткенской области Президента Садыра Жапарова СМИ было запрещено фотографировать и снимать на видео встречи с населением. Местным жителям тоже было запрещено снимать на смартфоны встречи с главой государства.
Отдельные журналисты с пониманием отнеслись к запрету на ведение видео съемки, потому что Президент посещал места, где была военная техника. Однако репортеры сообщили, что они не могут понять запрет и на фотографирование.
Представители многих СМИ не смогли осветить рабочую поездку президента. Корреспондент ИА «АКИpress» по Баткенской области Арзыгуль Галымбетова сетует на то, что журналистов не пригласили для освещения важного мероприятия.
«Огорчило, что не было разрешения осветить встречи главы государства с местным населением в тот период, когда трагические события были в центре внимания всей страны. Наоборот, следовало максимально широко через СМИ осветить приезд Президента в Баткен», – сказала А.Галымбетова.
Пресс-секретарь полномочного представительства правительства в Баткенской области Кыргызской Республики Чолпон Бердикулова сообщила:
«Как правило, перед началом рабочей поездки Президента проводится аккредитация. В этот раз такого задания не было. Пресс-служба Президента сама курирует эту работу».
Следует отметить, что во время прошлых рабочих поездок Президента в Баткенскую область действовали различного рода ограничения деятельности местных журналистов.
Напомним, что в результате военного столкновения на кыргызско-таджикской границе 28-30 апреля по официальным данным погибли 36 кыргызстанцев и 189 получили ранения различной тяжести.
Комментарий
Недопустимо со стороны пресс-службы Президента КР без основательно запрещать аудио и видео съемку журналистам без объяснения причин, без конкретной ссылки на какой-либо нормативно-правовой акт. Это, как минимум, не профессионально, но, в первую очередь, незаконно.
III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯМ И ЖУРНАЛИСТАМ
Обвинение журналиста в совершении преступления
10.05.2021
На журналиста Каната Каниметова завели уголовное дело по мелкому хулиганству
В отношении журналиста Каната Каниметова зарегистрирован материал в Едином реестре преступлений и проступков ОВД Аламединского района.
Об этом сообщили находящиеся в Нью-Йорке сотрудники «Комитета по защите журналистов». Ранее они проводил интервью с Канатом Каниметовым в связи с недавним допросом журналиста в ГКНБ, а также нападками на его родственников.
После проведения интервью «Комитет по защите журналистов» направил запросы в правоохранительные органы Кыргызстана и получил неожиданный ответ.
Начальник службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД Кыргызстана Ж. Джоробеков в ответ на запрос американских корреспондентов сообщил, что «в отношении гражданина К.Каниметова зарегистрирован материал в Едином реестре преступлений и проступков по статье 119 Кодекса о проступках Кыргызской Республики».
Согласно данному Кодексу, статья 119 – это «мелкое хулиганство, то есть умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок или нормы общепринятого поведения, сопряженные с насилием либо угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением имущества. Влечет наказание в виде штрафа II категории либо ограничения свободы II категории (до 1 года)».
Сам Канат Каниметов не скрывает изумления. Припомнить какие-либо свои действия, применимые к данной статье, он так и не смог.
«Я в последний раз дрался в десятом классе и то проиграл. В шоке, честно! Словом, ничего непонятно. Когда возбуждено дело? За какое «деяние»? Есть ли заявление?», – написал журналист.
Напомним, ранее сотрудники правоохранительных органов пришли в дом на Иссык-Куле, где раньше жил журналист Канат Каниметов, и интересовались его местонахождением. До этого его допрашивали в ГКНБ в рамках уголовного дела в отношении Абдиля Сегизбаева.
Азамат Касыбеков,
представитель ОО «Журналисты» в Чуйской обл. и г.Бишкек
Комментарий
Необходимо проверить необходимость регистрации материала в ЕРПП, дача указаний регистрации руководством, законность сбора персональных данных Каниметова К., а также дать юридическую оценку действиям должностных лиц органов внутренних дел, проводивших оперативные мероприятия в отношении журналиста.
21.05.2021
Журналист Канат Каниметов пожаловался на действия дознавателя
24 мая в Аламудунском районном суде Чуйской области будет рассмотрена жалоба журналиста Каната Каниметова и его адвоката на действия дознавателя РОВД Аламудунского района Чуйской области, сообщает “Институт Медиа Полиси”.
Дознаватель отобрал подписку о неразглашении данных досудебного производства, проводимого в отношении Каниметова по статье 119 Кодекса КР «О проступках» (мелкое хулиганство) за опубликование поста в социальной сети Facebook.
Напомним, с 23 марта 2021 года в отношении журналиста Каната Каниметова для дальнейшего досудебного производства со стороны сотрудников милиции предпринимаются меры по сбору о нем оперативной информации в связи с публикацией им 3 февраля 2021 года поста в социальной сети Facebook, в котором он критикует власть в связи с проведенными обысками в доме у блогера Юлии Барабиной.
Так, в рапорте сотрудник службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД КР указывает, что вышеуказанный пост Каниметова может привести «к ухудшению общественно-политической ситуации в стране».
12 мая 2021 года Каниметов в присутствии своего адвоката был допрошен сотрудником ОВД Аламудунского района Калыбековым Азаматом. На допросе Каниметов указал, что в его публикации нарушений закона нет, в случае если кто-либо из должностных лиц считает, что им опубликована информация, порочащая их честь и достоинства информация, то те по закону могут обратиться в суд за защитой этих прав в установленном гражданском порядке. Публиковать свое мнение – это его конституционное право.
После допроса дознаватель попросил подписать подписку о неразглашении данных досудебного производства, однако не смог объяснить причину отобрания такой подписки. В свою очередь Каниметов в подписке указал: “Не согласен, буду обжаловать.”
Дознаватель не стал настаивать на подписании подписки у адвоката. В настоящее время готовятся материалы для подачи в суд по обжалованию действий дознавателя ОВД.
«Данные действия дознавателя нарушают конституционные права Каната Каниметова на свободу выражения мнения и направлены на ограничение распространения информации о досудебном производстве по статье 119 Кодекса КР «О проступках» (мелкое хулиганство) за опубликование им поста в социальной сети Facebook. В связи с чем, была подана жалоба на действия дознавателя РУВД Аламудунского района Чуйской области», – написали в Институте Медиа Полиси.
Азамат Касыбеков,
представитель ОО «Журналисты» в Чуйской обл. и г. Бишкек
25.05.2021
Суд встал на сторону журналиста Каната Каниметова, который жаловался на действия дознавателя
Суд удовлетворил жалобу журналиста телеканала «Апрель» Каната Каниметова на действия дознавателя ОВД Аламудунского района, который взял подписку о неразглашении после проведения допроса. Заседание по делу прошло 24 мая, в Аламудунском райсуде.
В ходе заседания дознаватель Азамат Калыбеков заявил, что так как публикация журналиста была про президента, было решено зарегистрировать дело по статье «Мелкое хулиганство» до выяснения обстоятельств. Он отметил, что в случае ухудшения общественно-политической ситуации в стране, дело было бы переквалифицировано по другой статье.
На вопрос судьи, были ли в публикации К.Каниметова признаки указанного преступления, дознаватель ответить затруднился, попросил время подумать. При этом он заявил, что подписку о неразглашении берут у всех участников оперативных действий.
Дознаватель не признал, что требовал подписку о неразглашении, а заявил, что попросил подписать документ. Он согласился, что никакой тайны в деле не было.
«Никакого личного интереса не было. Попросил, так как допрос является следственным действием», – отметил он.
Судья попросил обосновать, зачем отбиралась подписка о неразглашении. Дознаватель настаивал, что это «следственное действие… Никакой тайны не имеется».
Выслушав беседу судьи и дознавателя, прокурор поддержала жалобу Каната Каниметова о незаконности действий дознавателя и попросила устранить нарушения. После возвращения судьи из совещательной комнаты жалоба Каната Каниметова была удовлетворена судом.
Напомним, 12 мая 2021 года был проведен допрос Каната Каниметова в качестве свидетеля по факту публикации поста в соцсети. На допросе К.Каниметов указал, что его конституционные права включают право на свободу выражения своего мнения и свободу слова.
Досудебное производство в отношении Каната Каниметова ведется по статье 119 Кодекса КР «О проступках» («Мелкое хулиганство»), в качестве основания для регистрации в Журнале учета информации указывается, что пост журналиста может привести «к ухудшению общественно-политической ситуации в стране».
Азамат Касыбеков,
представитель ОО «Журналисты» в Чуйской обл. и г. Бишкек
Комментарий
В соответствии с частью 13 статьи 191 УПК КР, при необходимости уполномоченное должностное лицо органа дознания вправе отобрать у допрашиваемого подписку о неразглашении им своих показаний, являющихся данными досудебного производства. Следует отметить, что слова «при необходимости» в данной норме употреблены намеренно. Это означает, что дознаватель не может ограничивать права лиц, участвующих в производстве дела, по своему усмотрению, произвольно и без каких-либо законных оснований. Дознаватель может отбирать подписку только в целях охраны конкретных сведений, имеющихся в материалах досудебного производства.
Однако, дознавателем не представлены доказательства о необходимости отобрания подписки о неразглашении К. Каниметовым своих показаний. В качестве причины отобрания подписки дознаватель указал, что информация по которому допрошен Каниметов К. не может быть распространена. Других причин не было указано.
Согласно статье 33 Конституции КР, опубликование поста не может быть основанием для ограничения конституционного права на свободу выражения мнения. В соответствии с ч. 2 статьи 23 Конституции КР, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами только в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям. В соответствии со статьей 127 Уголовного процессуального кодекса КР, действия (бездействие) и решения органа дознания, следователя, руководителя следственного подразделения, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами, если проводимые процессуальные действия (бездействие) или решения затрагивают их интересы.
__________________________
Мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ осуществляется при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» и партнерстве ОФ «Институт Медиа Полиси»