Не вооруженным глазом виден сложившихся резкий социальный контраст страны. Особенно это заметно в столице. Растут быстрыми темпами элитные районы, состоящие из так называемых особняков. Недалеко от них по соседству расположены «хижины дядя Тома» — не ухоженные многоэтажные «хрущевки» советских времен, где ютятся бедные слои общества.
В последние годы несостоятельная часть города прибавилась за счет внутренних мигрантов, приехавших из регионов, дополнив деклассированные слои общества. В последнее 20 лет государство резко сократило финансирование науки, культуры, здравоохранение, образования и творческих союзов, что привело к радикальному сокращению среднего класса — интеллигенции. Финансирования по остаточному принципу продолжается.
Спрашивается, откуда эти особняки появились — ведь на скромную зарплату чиновников не построишь такие дворцы. Один единственный ответ: они возникли на коррумпированных деньжатах. Может быть бизнесменов стало больше? Вряд ли, по экономическим показателям Кыргызстан занимает одно из последних мест в СНГ. Так что такой вариант исключается. Возможно, на деньги гастербайтеров присланных из России и Казахстана выросли элитные новостройки? Сомнительно. Ибо на заработки трудовых мигрантов, в основном занимающихся физическим трудом, далеко не уедешь.
Словом, богатые богатеют, бедные беднеют. Такой порядок вещей — резкий социальный контраст, иначе говоря интенсивное расслоение общества, как известно, чревато социальными напряжениями, более того очередной «цветной» революцией привычной для Кыргызстана.
Вероятно, на следующих парламентских выборах — разумеется, если они будут проводиться честно и прозрачно — станет решающим не доминирующие на сегодня не либерально-демократические и ура-патриотические связанные с непотизмом, а основанные на общественной справедливости социалистические идеи и программы политических партий.
Усен Касыбеков, “Сөз чынынан бузулбайт“
PS: По данным экспертов примерно 34% населения Кыргызстана живут за чертой крайней бедности. Самый высокий уровень бедности наблюдается в Нарынской области – 54%, в Джалалабадской области – 45%, в Ошской и Таласской областях – 42%.