Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

 

Аналитика

Как не стать жертвой в информационной войне

orlov

«Информационная война – это высший пилотаж»,

считает Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад».

– В чем смысл информационной войны?

Во-первых, это воздействие, путем распространения определенной информации. Во-вторых, это действия, направленные на достижение информационного превосходства над тем, кто является сегодня твоим противником. В целом же основной смысл информационной войны — воздействовать на наше мнение о чем-либо. Например, о международной политике нашей страны, если говорить о глобальном масштабе. В более локальном смысле — о политике нашей власти в отношении собственных граждан. Цель информационной войны — такая же, как и войны «горячей» — отнять чужое: землю, ресурсы. Но информационная война — это высший пилотаж. Потому что в случае ее успеха твой враг сам отдает тебе все, что представляет для тебя ценность. И не надо посылать бомбардировщики или солдат и обстреливать ракетами. То есть, информационная война — это способ добиться максимального результата при минимуме затрат. А для этого надо максимально распространить какую-либо идею, которая, в конечном счете, станет для вас разрушительной.

Строго говоря, информационная война — это совсем не изобретение нашего времени. Она была, есть и будет всегда. Во время обеих мировых войн над позициями воюющих сторон (а в эту игру всегда играют двое) разбрасывались листовки, призывающие сдаваться в плен. В годы «холодной войны» пропагандистские машины СССР и США тоже активно работали друг против друга в идеологическом поле. Да и сейчас то, что нам — бывшим советским людям — вот уже 25 лет активно внедряют комплекс неполноценности, тоже является элементом информационной войны. Причем таким эффективным, что есть люди, которые в это поверили. Вообще фальсификация истории СССР сегодня — просто идеальный пример информационной войны против нас всех, независимо от того, где мы живем: в Бишкеке, Астане или Москве.

Главный объект информационной войны — наши эмоции, хотя я лично приплюсовал бы сюда еще и человеческую лень. В том смысле, что человек, по большому счету, перестал думать над чем-то: он просто читает то, что ему предлагают другие пользователи «Фейсбука» или «Твиттера», и считает это истиной в последней инстанции. Что же касается ее современного образа, то он отличается от всех предыдущих только тем, что сейчас солдат информационной войны — каждый из нас. Причем не имеет значения, хотел ты этого или нет. Даже если ты всего лишь «лайкнул» чей-то пост на политическую тему — все: ты, что называется, «в игре». Потому что те, кто «повесил» этот пост на свою страницу, будет потом целенаправленно выкладывать что-то подобное — специально для воздействия на тебя. С появлением социальных сетей, и использованием их в информационной войне, стало весьма трудно отличить специально нанятого «тролля» от «полезного идиота». Все они работают на эмоциях — вот главная трудность при распознавании.

– Кому можно верить?

Тут такая ситуация, что даже себе верить нельзя. Всегда бывает смешно, когда в дискуссии кто-то кого-то называет чьим-то агентом: Москвы, Вашингтона, Тель-Авива или Лондона. Перед тем, как назвать кого-либо агентом любой из вышеназванных столиц, скажем так, никогда не мешает спросить себя: «А не агент ли я?».

Конечно, после этих слов многие читатели возмутятся. И совершенно напрасно, потому что любого можно использовать «втемную», сыграв на каких-либо чувствах или предпочтениях. Ему не обязательно платить — он сделает все бесплатно, и с удовольствием. И если после этого интервью кто-либо начнет об этом задумываться, будем считать, что этот разговор был не зря. Вместе с тем, спешу успокоить: если человек самому себе признается, что им можно манипулировать — значит, он далеко не безнадежен.

– Каковы приемы, допускаемые в информационных войнах?

Список весьма велик. Например, есть такой прием, как «Отзеркаливание». То есть, приписывание другому того, что творишь сам. На примере присоединения Крыма к России это было видно особенно четко. Американские манипуляторы и их добровольные, либо оплачиваемые помощники (и в Кыргызстане тоже, кстати) обвиняли Россию в агрессии. Ссылаясь, при этом, на некое «международное право». Для того, кто знает про вторжения США во Вьетнам, Гватемалу, Гренаду, Афганистан и Ирак такие обвинения, а равно, как и ссылки на это самое «международное право», как минимум, смешны.

Известны также такие приемы, как «Информационный мусор», «Обобщение», «Навешивание ярлыков», «Белый шум», «Манипуляция терминами», «Манипуляция числами», «Конспирология». Для разжигания межнациональных конфликтов используется прием «Вам есть, за что ненавидеть». Все эти приемы давно описаны в специальной литературе.

– Как распознать манипуляцию?

Любой манипуляционный материал — это, прежде всего, удар по эмоциям. Если в какой-либо публикации присутствуют эмоции — это уже повод отнестись к ней с недоверием. Еще один признак манипуляции — отсутствие первоисточника, либо первоисточник сомнителен. Поэтому никогда не надо стесняться задавать вопросы и перепроверять то, что вам подсовывают под видом непреложной истины. Веру в человечество вы, может быть, и потеряете. Зато психика ваша уцелеет, что легко «побивает» все истинные и надуманные минусы.

– Как же обывателю не стать жертвой манипуляций?

Советами на эту тему забит весь Интернет. Но, судя по тому, что количество принимающих на веру все, что подсовывают, не снижается, все эти советы — бесполезны. Потому что людям, к сожалению, неохота ни думать, ни искать. Думать и искать — вот два главных способа не стать жертвой манипуляций. А у нас что выходит? Обывателям нравится, что кто-то зарабатывает на них деньги? Кстати, не удивлюсь, если все же кто-то из рядовых манипуляторов получает где-то в некоей кассе деньги за манипулируемых людей, как за завербованных агентов. Возникает вопрос: а надо ли кормить неизвестно кого?

narynaiyp

«Мы уже стали жертвами информационных войн»,

– утверждает Нарын Идинов, известный журналист, публицист.

Кем на сегодняшний день ведутся информационные войны?

– Информационные войны велись всегда и всеми, просто они до украинских событий были меньшей интенсивности. Обычная пропаганда ведь тоже – мягкая информационная война. В этом отношении Кыргызстан сильно проигрывает соседям, а почти все его информационное пространство сейчас российское – оно занято российскими печатными изданиями, российским телевидением, российским интернетом.

В связи с событиями на Украине пропаганда настолько усилилась, что большинство населения Кыргызстана считает, что Киев сейчас проводит карательную операцию против Донецкой и Луганской областей. Но Украина защищает свою территориальную целостность, что является первейшей обязанностью любого правительства. Есть жертвы среди мирного населения, это, конечно, печально, но есть и неконтролируемая граница между Украиной и Россией, через которую проходят военные, вооружение, пропагандисты. Если бы граница была закрытой и через нее не просачивались добровольцы, вооружение и даже регулярные войска, давно бы установился мир и жертв не было бы.

Когда все это замалчивается, и отдельные события описываются вне этого контекста – это целенаправленное информационное воздействие.

Нельзя сказать, что украинские или западные СМИ лишены пропаганды и однобокости, они тоже «вовлечены» в процесс, никто, конечно, не ангел, но в зарубежных (вне России и Украины) средствах массовой информации объективности гораздо больше. Редко бывает так, что весь мир ошибается и только один кто-то прав.

– Какие методы и приёмы используются?

– Используется массированное воздействие на население только такой информацией, которая выгодна той или иной группе, идет навешивание негативных ярлыков на одну из сторон конфликта и на источники противоположной информации, происходит использование непроверенной информации, замалчивание несогласного мнения, навязывание другим своих целей и ценностей, использование пропагандистских материалов через разные каналы – чем больше, тем лучше, вбрасывание в информационное поле дезинформации, при разоблачении которой – использование другой дезинформации. Иногда используются подставные эксперты и даже «свидетели», некоторые целенаправленно скрывают отдельные факты или статистические данные, завышая или, наоборот, занижая цифры, представляя единичные явления массовыми, иногда искусственно создавая постановочные свидетельства и так далее.

В дополнение к этому, в России или соседнем Казахстане и Узбекистане много (гораздо больше, чем в Кыргызстане) достаточно квалифицированных экспертов и политологов, которые иногда оперативно публикуют выгодные для определенной стороны комментарии, усиливая информационный перекос. Очень опасны и комментарии, которые внешне как бы нейтральны, но преподносят материал неполно и однобоко.

– Зачем это делается?

– После распада СССР в мире установился однополярный порядок, который сейчас многим не нравится, потому что когда мирового лидера никто не сдерживает, случаются такие вещи, как, например, нападение на Ирак. Поэтому мир сейчас движется к многополярности, и новыми полюсами могут стать, наравне с США и долларом, например, ЕС с евро и Китай с юанем. Кандидатом на один из полюсов является и Россия с рублем, но чтобы добиться этого, Москва должна быть не одна – около нее должны иметься сателлиты, которые в нужном месте и нужное время окажутся под рукой и как нужно проголосуют.

С этим связано и создание Таможенного и Евразийского союзов с единой валютой, с этим можно связать и борьбу за Украину – вторую после Российской Федерации республику в бывшем СССР как по населению и территории, так и по научно-экономическому потенциалу. Это козырь, от которого трудно отказаться и даже пуститься во все тяжкие. Поэтому иметь как можно больше стран, население которых безоговорочно поддерживает вас, – очень выгодно и прагматично.

– Как простому обывателю определить, какой информации или источнику верить?

– Если материал не подписан или не указаны источники информации, к нему надо относиться с осторожностью. Нужно стараться читать незаинтересованных и авторитетных авторов и сообщения агентств, которые имеют серьезную репутацию и не связаны с коммерческими или государственными структурами. Человек, дорожащий своим именем и репутацией, не будет подписываться под сомнительным материалом. Необходимо использовать информацию из различных источников, стараться отделять факты от мнений и пытаться их сравнивать, искать альтернативные точки зрения, сопоставлять прежние и новые сообщения.

Журналисты, как и врачи, не должны усугублять ситуацию, факты, мнения и комментарии должны друг от друга отделяться. Нужно опасаться материалов, в которых много призывов или чернения, а также прилагательных, особенно в превосходной степени.

– Как кыргызстанцам не стать жертвой информационных войн?

– Мы уже стали жертвами информационных войн, в последнее время – уже дважды: в 2010 году во время трагических июньских событий, и сейчас, когда почти все население страны видит и понимает события на Украине только глазами журналистов российской стороны, считая, что власть в Киеве захватили «фашисты», которые не давали житья русскоязычным украинским гражданам восточных областей ранее и готовы их всех терроризировать в будущем.

Каждый должен задать себе вопрос: Что будет, если вдруг похожие вещи случатся в Казахстане или Кыргызстане? Обоснованно ли боятся подобного к себе отношения Эстония, Латвия, Литва или Польша? Как подобные гипотетические события могут сказаться на суверенитете и независимости моей страны? Не нужно бояться высказывать свое мнение, надо воспитывать и растить думающих людей, проводить открытые дискуссии.

Школы и институты должны готовить не просто специалистов, но и ответственных граждан, которые способны иметь собственное мнение и аргументированно отстаивать его, анализировать события, у нас же сейчас все общество погрязло в тоях и юбилеях, как будто ничего кроме хлеба и зрелищ ему не нужно (это при нынешней нищете) и отношение к информации тоже как к еде, которую нужно только глотать, не пережевывая.

Источник: http://www.nlkg.kg/ru/politics/kak-ne-stat-zhertvoj-v-informacionnoj-vojne

Похожие записи