Игорь Ашманов, 51-летний математик, программист, специалист в области искусственного интеллекта и один из отцов-основателей Рунета, генеральный директор “Ашманов и партнеры”, председатель совета директоров компании “Наносемантика”, рассказал “Российской газете”, как изменился Интернет в 2012 году и чего пользователям ждать в 2013.
Полностью материал “Короткая память” (автор текста: Игорь Елков) читайте по этой ссылке.
Сделала выжимки из статьи, представив точку зрения Игоря в виде тезисов, как если бы это был твит-репортаж с его выступления.
Итак, как изменится рунет в 2013 (выбирала те высказывания о сети, которые, по моему мнению, близки и к казнету – ситуация в интернете в наших странах похожа. Тем более, что в статье упоминаются законодательные инициативы “про Интернет”. Не секрет, что законопроекты, принятые в России зачастую повторяют и в соседних странах, чаще всего перенимают запретительные меры. Хотя справедливости ради надо отметить, что одним из первых на постсоветском пространстве, кто принял “закон об Интернете”, по которому ежегодно блокируются сотни сайтов, был Казахстан)
Про Интернет
“Когда-то бывший главной дискуссионной площадкой Рунета Живой Журнал почти умер, из-за постоянных технических сбоев и отсутствия развития”.
“Мне кажется, если в ЖЖ все останется с руководством, целями и владельцами, как было в 2012 – ЖЖ не переживет 2013 год”.
“Блицкриг Фейсбука в Рунете окончательно провалился, количество активных пользователей ФБ стабилизируется на уровне нескольких миллионов, стало ясно, что стомиллионный ВКонтакте ему не одолеть”.
“Яндекс и Mail.ru также укрепили свое лидерство как самые популярные порталы Рунета. Твиттер также стабилизировался на отметке примерно в 2 миллиона активных пользователей в месяц”.
“Провалились громкие IPO Фейсбука и Групона”.
“Стартап-истерия, фишка 2011 года, тоже как-то сходит на нет”.
“Интернет-бизнес окончательно стал прагматичным и регулярным: он вступил в эпоху больших батальонов, больших аудиторий и бюджетов, обработки транзакций на высоких скоростях, основанных на продаже пользовательских данных на аукционах площадок и рекламодателей”
“Романтика и истории успеха уходят в сторону мобильного Интернета и телевидения”.
Про память
“2012 – эпидемия “клипового мышления”: внимание пользователя стало фрагментарно, неустойчиво, средний пользователь не удерживает фокус внимания, не может воспринимать длинные тексты”.
“Никто не смотрит длинных роликов, контент должен быть мелко гранулированным, легкоусвояемым, читаться наискось, состоять из привычных образов, мемов и архетипов”.
“Память среднего интернетчика окончательно стала короткоживущей, никто не помнит даже того, что было в прошлом месяце, не говоря уж о прошлом годе”.
“Время жизни сообщения в социальных сетях (когда оно получает все комментарии, лайки, прочее внимание) – несколько часов. Недельной давности сообщение найти трудно, месячной – практически невозможно, и оно никому не интересно”.
“Короткая память во всех смыслах стала своего рода трендом года”.
“Клиповое восприятие и короткая память публики позволяет повторять старые пропагандистские схемы: раз прием когда-то сработал, сработает и сейчас”.
Про СМИ
“В Рунете окончательно сложилась инфраструктура “отмывки” новостей и снятия ответственности со СМИ”.
“Рунет весь год занимался генерацией информационных поводов для СМИ. Например, наваливаемся, выводим некое сообщение в тренды русского “Твиттера” – и вот это уже информационный повод для СМИ, ну как же – тренд Твиттера!”
“Вброс в социальных сетях будет чего-то стоить лишь после того, как произойдет его отмывка в СМИ. СМИ с себя снимают ответственность после ссылки на сеть”.
“Раньше СМИ были хоть как-то раньше ответственны за то, что они писали. А сейчас все можно, потому что можно сказать: ну вот же в Интернете сказали… “Как сообщают в Интернете” можно услышать и на центральных каналах ТВ”.
“При этом и в публичном поле, в СМИ, произошло нагнетание ненависти и падение моральных барьеров, сбрасывание всех масок. Деловые и информирующие СМИ, которые раньше хотя бы соблюдали видимость объективности, сейчас перестали стесняться и окончательно заняли одну из политических сторон (в основном, конечно, либеральную).
“Сейчас журналист, в том числе интернет-журналист – это яростный политический боец, а вовсе не трезвый наблюдатель. И ему не стыдно за потерю профессиональной невинности”.
“Уже не стыдно журналисту делового издания быть активным участником митингов, драться с ненавистными омоновцами, входить в партии и политические структуры, не стыдно распространять в своем якобы нейтральном СМИ чистую пропаганду”.
Итоги 2012:
“Содержательных сообщений в “Твиттере”, да и часто в “Фейсбуке” – 1-2%”
“Даже перепост с комментарием, то есть сообщения по схеме “скопировал и прокомментировал” – редкость. Почти никто не комментирует”.
“Все инфопространство заполняет тупой перепост, лайки и пр”.
“Оригинального контента и реального общения практически нет, происходит тривиальная трансляция. Но все читают”.
“Грустный тренд года: теперь в Интернете все можно”.
“Раскол, ненависть, отбрасывание ответственности, снятие масок и окончательная потеря стыда – это тоже, увы, итог 2012 года. И Рунет активно поучаствовал в этом”.
Прогнозы на 2013:
“Проникновение государства в Интернет будет продолжаться”.”Продолжится и законодательная борьба за влияние на Рунет”.
“Мы увидим первые громкие судебные процессы о блокировании сайтов, а также об ответственности за “интернет-базар”.
“Политизация Рунета будет усиливаться”
“Мы увидим окончательное размытие границы между текстовыми роботами и роботизированными людьми (роболюди)”.
“Рунет превратится в непрерывно громыхающее поле политической битвы”
“Частота возникновения новых тем, бешеных эпидемий обсуждения и полного забывания увеличится еще в разы, от сегодняшнего цикла в пару недель до периода в 3-4 дня”.
“В 2013-2014 годах произойдет слияние Интернета и телевидения. Причем, возможно, не на компьютере, как многие думали, а на телевизоре”.
“Многим пользователям окажется достаточно умного ТВ, они перестанут быть или уже не станут пользователями персонального компьютера”.
“В 2013 году с мобильных устройств в Интернет будет выходить больше половины пользователей”.
“Многие новые мобильные пользователи в ближайшие 2-3 года могут уже пропустить стадию обзаведения настольным компьютером, потому что планшет и смартфон покроют все их интернет-потребности”.
“Возникнут совершенно новые сервисы и социальные сети, изначально живущие на мобильном гаджете и не имеющие Интернета в своей основе”.
Автор Гулим Амирханова от 22/01/2013.