Subscribe Now

* You will receive the latest news and updates on your favorite celebrities!

Trending News

 

Жаңылыктар

Атамбаев узаконил уголовную ответственность за ложные сообщения

Текст на кыргызском For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В законодательство ввели термин “заведомо ложное сообщение о совершении преступления”.

17 мая, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Закон Кыргызской Республики “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики”.

Закон принят парламентом 16 апреля и предусматривает введение в отдельных случаях уголовной ответственности за распространение различными лицами недостоверной информации о совершении преступлений. При разработке законопроекта его авторы учитывали опыт США, Германии и других стран.

“Виновный в умышленном распространении ложной информации о совершении преступления наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи расчетных показателей либо лишением свободы на срок до одного года.

За совершенное из корыстных побуждений предусматривается наказание в размере от одной до двух тысяч расчетных показателей или лишением свободы на срок от одного до трех лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:

1) совершенные в интересах организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

2) соединенные с искусственным созданием доказательств обвинения

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет”.

Законодательный орган страны отделил понятие “клевета” от понятия “обвинение в совершении преступления”. Как объяснили парламентарии, распространение информации о совершении тем или иным лицом уголовно-наказуемого преступления влечет за собой совершенно иные последствия, нежели вследствие “распространения информации, порочащей честь и достоинство личности”.

Отныне статья 329 УК КР изложена в новой редакции. Юридическая терминология “заведомо ложный донос” заменена на терминологию “заведомо ложное сообщение о совершении преступления”. “В современных условиях правоохранительные органы обязаны в той или иной степени изучать факты, изложенные в любых публичных выступлениях граждан о совершении преступлений, а также в других сообщениях физических и юридических лиц о совершении преступлений. А это, в свою очередь, влечет за собой отвлечение соответствующих людских и материальных ресурсов правоохранительных органов”, – поясняют инициаторы в справке-обосновании к закону.

Также отмечается, что сложившаяся практика неподтверждения многих публичных обвинений тех или иных лиц в совершении преступлений приводит к недоверию в обществе к подобной информации, расхолаживанию государственных органов, призванных бороться с преступностью. “Реализация указанного изменения должна способствовать в первую очередь повышению ответственности правоохранительных органов за обеспечение правопорядка и, что не менее важно, повышению ответственности физических и юридических лиц за достоверность распространяемой ими информации”, – уверяют в аппарате президента.

Из этой же статьи также исключены некоторые альтернативные виды наказания, такие как общественные работы, публичное извинение с возмещением ущерба, исправительные работы.

“Наличие в одной статье множество видов наказания позволяет суду в схожих ситуациях назначать наказание по своему усмотрению. Такая возможность сама по себе коррупционна, следовательно недопустима”, – пояснили в пресс-службе аппарата.

Напомним, изменение законодателем понятия “заведомо ложный донос” вызвало обеспокоенность отдельных общественных и международных организаций. По мнению журналистов и правозащитников, принятый закон нарушает статьи Конституции. В частности, о гарантии прав каждого на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, о запрете на уголовное преследование за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности.

Более того, международная правозащитная организация “Фридом хаус” настаивала, чтобы президент не подписывал закон о ложном сообщении.

Однако в аппарате президента заверили, что норма не устанавливает уголовную ответственность за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности, а потому не противоречат требованиям Конституции.

“Во-первых, любое сообщение о преступлении неизбежно отражается в устных или письменных заявлениях граждан, сообщениях должностных лиц, либо может быть опубликовано в СМИ. Поэтому сама по себе первичная информация о совершенном преступлении в уголовном процессе по сути является ни чем иным, как сообщением о преступлении.

Во-вторых, в законе речь идет не просто о ложном сообщении, а о заведомо ложном сообщении о преступлении. При этом непременным условием уголовной ответственности за данное деяние является наличие преднамеренности в действиях лица”, – парируют в аппарате президента.

По версии властей, после нововведений, чтобы доказать наличие “заведомо ложного сообщения о преступлении”, понадобятся точно такие же факты и процедуры, как и для доказывания “заведомо ложного доноса”, как это было ранее.

Однако несмотря на отсутствие, по версии властей, видимых различий новой нормы от старой, в аппарате президента так и не объяснили смысл нововведения.

Анна Яловкина, “Вечерний Бишкек”, 17.05.14

Окшош посттор