Мониторинг СМИ за 07.2010 г.

Воскресенье Июль 4th, 2010

Рубрика: Мониторинг, Средства массовой информации

Версия для печати

Мониторинг нарушений свободы слова в Кыргызстане в июле 2010 года.

В июле мониторинг зафиксировал 28 сообщений. Из них 18 определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 10 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

 

1. Действия и заявления высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

 Июль, 09

Роза Отунбаева, Президент КР, г.Бишкек

Президент КР Роза Отунбаева провела 9 июля совещание по ситуации в Ошской и Джалал-Абадской областях с участием первого Зампреда Временного правительства (ВП) Алмазбека Атамбаева, руководителей силового блока и государственных каналов телевидения и радиовещания, сообщает пресс-служба ВП.

Р.Отунбаева по итогам совещания поручила руководителям силового блока обеспечить неукоснительное соблюдение прав простых людей, а также государственным СМИ и соответствующим структурам ВП увеличить объем официальной информации о ситуации на юге страны, обеспечить системность в ее подаче в целях опровержения распространяемых провокаторами слухов.

Р.Отунбаева также распорядилась информационно-координационному центру ВП, государственным каналам телевидения и радио поручено увеличить объем официальной информации о ситуации в зоне чрезвычайного положения, обеспечить системность в ее подаче.

Июль, 13

Временное правительство КР, г.Бишкек

Временное правительство (ВП) Кыргызской Республики отложило рассмотрение вопроса об отборе кандидатов в наблюдательный совет Общественной телерадиовещательной корпорации. Такое решение принято 13 июля на заседании ВП КР, сообщает ИА «24.kg».

По плану члены временного правительства должны были осуществить первый этап отбора и выбрать из 47 представленных кандидатов 30 человек. Далее по процедуре из 30 кандидатов будет окончательно отобрано 15 претендентов.

По словам представителя информационно-координационного центра ВП Фарида Ниязова, всего подано 59 заявок. «Но некоторые были отсеяны, так как их данные не соответствовали требованиям (например, были членами политсоветов партий и другое)», — добавил он.

Однако члены временного правительства отметили, что вопрос был включен в повестку заседания без предварительного ознакомления с документами кандидатов.

Напомним, 30 апреля 2010 года принят декрет ВП о создании Общественной телерадиовещательной корпорации.

2. Оценки имеющихся проблем, а также фактического положения СМИ и свободы слова

 Июль, 03

«Итоги недели», г.Ош

После беспорядков в Оше коллектив редакции газеты «Итоги недели» временно не работает. Об этом 3 июля 2010 года региональному корреспонденту ОО «Журналисты» сообщил шеф-редактор этого издания Лочин Мирзаходжаев.

«Мы пока еще не знаем, когда возобновим выпуск нашей газеты, — сказал он. – Это будет зависеть от стабилизации ситуации и восстановления торговых точек и магазинов, которые были основными распространителями газеты «Итоги недели». Также наши частные реализаторы боятся выходить на работу, в связи с чем решено пока временно не издавать газету».

По словам Л.Мирзаходжаева, еженедельная газета выходила тиражом 1300 экземпляров на русском и кыргызском языках и печаталась в цветном формате в одной из бишкекских типографий.

Июль, 03

«Дастан-ТВ», г.Ош

События на юге Кыргызстана отрицательно повлияли на финансовое состояние ошской телекомпании «Дастан-ТВ». Об этом 3 июля 2010 года корреспонденту ОО «Журналисты» сообщил его президент Махамаджан Абдуллаев.

«Местная реклама исчезла с экранов наших телезрителей, — говорит он. – Те немногие рекламодатели, которые были у нас, перестали с нами работать, ссылаясь на то, что ситуация в Оше и Джалал-Абаде пока еще нестабильная и давать рекламу не имеет смысла».

Телекомпания «Дастан-ТВ» ретранслирует казахстанский канал «Хабар» на 32-дециметровом канале. Их программы имеют возможность смотреть жители юга Кыргызстана, за исключением Баткенской области.

Июль, 06

«Взгляд», г.Джалал-Абад

События на юге Кыргызстана отрицательно отразились на финансовом положении газеты «Взгляд». Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 6 июля 2010 года сообщила главный редактор этого издания Олеся Тугушева.

«После беспорядков в Джалал-Абаде и Оше наш номер вышел только 1 июля, — говорит она. — Редакция испытывает материальные трудности в связи с тем, что у газеты осталось всего два рекламодателя, остальные решили воздержаться от аренды газетной площади, ссылаясь на нестабильное положение».

По словам О.Тугушевой, в настоящий момент газета «Взгляд» выходит на русском и кыргызском языках два раза в месяц на 16-полосах в цветном формате общим тиражом 3000 экземпляров. В редакции работают 5 журналистов.

Июль, 07

«ОшТВ», г.Ош

Телекомпания «ОшТВ» начала вещать с 6 июля. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 7 июля 2010 года сообщил его генеральный директор Халилжан Худайбердиев.

«В первый день вещания эфир длился недолго, всего 20 минут, — сказал он. — Новый казы города Ош прочитал молитву по погибшим во время ошских беспорядков. Также мы передали новостные сообщения по ситуации в городе и стране».

По словам Х.Худайбердиева, теперь телекомпания намерена выходить в эфир по два часа в сутки. Ограничения связаны с тем, что некоторые журналисты не приступили к своим профессиональным обязанностям.

Напомним, что эфир телекомпании «ОшТВ» был приостановлен еще 11 июня в связи с начавшимися беспорядками в городе и по просьбе мэрии г.Ош. В тот же день прекратили вещание и другие местные телеканалы «ДДД» и «Мезон-ТВ».

Июль, 09

ОО «Журналисты», г.Бишкек

Во время беспорядков в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана журналисты не имели возможности освещать происходящие события в полной мере, сказал 9 июля на конференции в АКИpress представитель общественного объединения «Журналисты» по Ошской области Бакыт Ибраимов, сообщает ИА «АКИpress».

По его словам, во время столкновений на юге журналисты не могли спокойно проводить свою деятельность, так как в отдельных районах областей не было электроэнергии, отсутствовал доступ к Интернету, плохо работала мобильная связь. Кроме того, журналисты физически не могли освещать события ввиду того, что присутствовала прямая угроза, как их собственной жизни, так и их семьям. Дополнительным фактором является то, что журналисты в большинстве своем не могли в полной мере осветить вторую сторону участников конфликта, поэтому боялись подавать материал в одностороннем виде.

Как сообщил Б.Ибраимов, в ходе беспорядков 4 журналиста остались без домов, двое из-за сильных побоев находятся в тяжелом состоянии. «Милиция в это время работала в авральном режиме, поэтому журналисты практически не обращались туда. Просто не к кому было идти за помощью. Был один случай, когда сотрудники правоохранительных органов помогли вернуть сотку и документы журналистке», — отметил он.

Б.Ибраимов добавил, что объединением «Журналисты» совместно с международными донорами планируется организация тренингов для журналистов по вопросам освещения событий в зонах конфликтов.

Июль, 09

ОО «Журналисты», г.Бишкек

В 2010 году ввиду острой политической ситуации в Кыргызстане увеличилось число сообщений о конфликтах и нарушениях прав СМИ и журналистов, сообщила координатор общественного объединения «Журналисты» Мэри Бекешева 9 июля на конференции в ИА «АКИpress».

Как рассказала она, члены объединения пришли к такому выводу в результате проводимого совместно с фондом «Сорос-Кыргызстан» с начала 2010 года мониторинга конфликтов, нарушений прав СМИ и журналистов республики.

Согласно итогам мониторинга, наибольшее количество нарушений прав было зафиксировано в марте. Они в основном связаны с судебными исками против независимых СМИ, закрытием газет, прекращением трансляции. После смены власти нарушения участились непосредственно в зонах конфликтов и беспорядков.

С января по май зафиксировано 165 сообщений, касающихся конфликтов и нарушений прав СМИ и журналистов. Из них 100 касаются фактического положения СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы, 65 дают информацию о прямых нарушениях прав.

М.Бекешева добавила, что до апрельских событий в основном нарушались права СМИ, а после — права отдельных журналистов. До апрельских событий тенденции нарушений прав журналистов были равны по всем областям, а после увеличились в южном регионе. «Это связано с конфликтами, которые имели место на юге. Когда нет стабильности, то о свободе слова нельзя говорить», — сказала она.

М.Бекешева отметила, что при объединении имеется фонд помощи, через который журналистам, пострадавшим в ходе событий в южном регионе страны, будет оказана определенная помощь. Кроме того с просьбой об оказании помощи будут обращаться в донорские организации.

Июль, 14

Эльвира Сариева, медиа эксперт, г.Бишкек

«Идея создания Общественного телевидения в Кыргызстане под угрозой срыва», — заявила 14 июля на пресс-конференции кандидат в члены Наблюдательного совета Общественного телевидения и радио Эльвира Сариева, сообщает ИА «24.kg».

По ее словам, когда после революции 2005 года к власти пришел Курманбек Бакиев, он обещал создать Общественное телевидение. Тогда был создан Наблюдательный совет из 15 человек. «В нем было представлено 5 человек от парламента, 5 — от президента КР и 5 — от представителей НПО. Но представители Жогорку Кенеша и главы государства всячески блокировали работу Наблюдательного совета. В итоге идея создания Общественного телевидения из Национального была похоронена», — говорит Эльвира Сариева.

«На волне обеих революций люди, пришедшие к власти, давали позитивные обещания, зарабатывая кредит доверия. Но после утверждения у власти начинали работать только на себя. На пути реформировании НТРК в Общественное телевидение ВП КР должно было утвердить 15 членов Наблюдательного совета из 47 кандидатов. Вчера, 13 июля, должна была состояться встреча членов правительства с кандидатами. Но она не состоялась. Такое ощущение, что члены ВП лукавят, ведь в течение месяца у них была возможность изучить данные о претендентах. Теперь из-за того что многие члены ВП подают в отставку, идея создания Общественного телевидения в КР под угрозой срыва», — отмечает Эльвира Сариева.

«Мы призываем временное правительство выполнить свое обещание и назначить членов Наблюдательного совета Общественного телевидения», — добавляет Эльвира Сариева.

 

Июль, 26

«Акыйкат», г.Джалал-Абад

Подписка на Джалал-Абадскую областную газету «Акыйкат» на второе полугодие завершилась неудовлетворительно. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 26 июля 2010 года сообщил главный редактор этого печатного издания Жалил Сапаров.

«В условиях произошедших июньских событий заниматься подписной кампанией было очень сложно, — сказал он. — В этой связи тираж нашей газеты упал в два раза, на сегодня он составляет всего 3000 экземпляров. Но тем не менее мы продолжаем работать в этом направлении».

По словам Ж.Сапарова, есть и положительные моменты. «Постепенно увеличивается количество объявлений и объем предоставляемой рекламной площади становится больше», — сообщил он.

 

Июль, 26

«ОшТВ», г.Ош

В течение последней недели эфир телекомпании «ОшТВ» увеличился до 12 часов вещания в сутки. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 26 июля 2010 года сообщила журналист этой телекомпании Гулжан Алтымышбаева.

«Начала свою полноценную работу новостная служба, — сказала она. — Репортажи готовят четыре журналиста. В настоящее время эфир телекомпании заполняют художественные, мультипликационные и документальные фильмы, музыкальные клипы, программы «Интерньюс», а также передачи толерантной направленности».

По мнению Г.Алтымышбаевой, для зрителей необходима новизна: утренняя программа, детские передачи, а также итоговые выпуски новостей, но все упирается в финансы. «В настоящее время нет прежнего потока рекламы, который приносил существенный доход телекомпании, однако несмотря на нынешние трудности — это временные проблемы», — резюмировала она.

Июль, 26

ИА «АКИpress-Фергана», г.Ош

В ошском офисе информационно-аналитического бюро «АКИpress-Фергана» практически перестали проходить пресс-конференции. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 26 июля 2010 года сообщила журналист этого интернет-издания Зинакан Пасанова.

«В связи с нынешней обстановкой в Оше пресс-конференции в нашем агентстве почти не проходят, потому что подобные мероприятия на местах проводятся государственными структурами, — сообщила она. – Плюс, наверное, сказывается, что сейчас летом не работают ряд организаций, которые раньше по информационному поводу давали пресс-конференции для журналистов».

По мнению З.Пасановой, мероприятия для представителей СМИ участятся с окончанием летних отпусков и началом работы образовательных учреждений. В настоящее время из-за отсутствия поступления финансовых средств возникли трудности с оплатой за интернет-трафик и услуги телефонной связи.

 

Июль, 27

«Право для всех», г.Джалал-Абад

С 1 июля этого года перестал издаваться бюллетень «Право для всех». Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 26 июля 2010 года сообщил главный редактор этого печатного издания Данияр Эргешев.

«Наше издание распространяется бесплатно в Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях, — рассказывает он. — У нас закончилось финансирование и мы пока точно не знаем, поддержат ли нас доноры в дальнейшем. Однако мы планируем подготовить новый проект и обратиться в организации, имеющие возможность оказать грантовую поддержку.

По мнению Д.Эргешева, дальнейший выпуск бюллетеня «Право для всех» необходим, так как его содержание охватывает вопросы прав человека и их защиты. Общий тираж издания составляет 7000 экземпляров, распространяется на русском, кыргызском и узбекском языках.

За смелые и критические материалы корреспонденты этого издания не раз поощрялись международными премиями, были отмечены в числе лучших журналистов Кыргызстана и стран Центральной Азии.

Июль, 27

«Жалалобот Тонги», г.Джалал-Абад

Редакция областной газеты «Жалалобот Тонги» испытывает трудности. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 26 июля 2010 года сообщил главный редактор этой газеты Батиржан Газибаев.

«Из-за июньских событий наша газета два раза не выходила в печать, — сказал он. — Теперь «Жалалобот Тонги» выходит по графику, раз в неделю на восьми страницах форматом А-3. Но у редакции есть материальные трудности, несмотря на то, что учредителем издания является госадминистрация Джалал-Абадской области».

По словам Б.Газибаева, в редакции работают 9 человек, из них 5 журналистов, которые информируют своих читателей о происходящих событиях в городе и области. Тираж газеты на сегодняшний день составляет 1300 экземпляров, средняя зарплата сотрудников 3000 сомов (около $63).

3. Действия журналистов и других граждан по защите профессиональных прав журналистов и демократических принципов свободы слова

 Июль, 14

Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ, г.Бишкек

Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ в Кыргызстане рассмотрит факты возможного нарушения журналистами профессиональной этики во время ошских событий, сообщает ИА «24.kg».

«Последние события, произошедшие на юге Кыргызстана, поставили под сомнение соблюдение профессиональной этики журналистами ряда местных и зарубежных СМИ, — говорится в сообщении. — В связи с чем ряд медиа НПО Кыргызстана обратились в комиссию с требованием провести открытое заседание, на котором будут рассмотрены факты нарушения этических норм и предоставления искаженной информации, носящей деструктивный характер».

Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ, как отмечается, уже провела мониторинг печатных изданий Кыргызстана на предмет «нарушения этики журналиста и провоцирования эскалации конфликта». Факты будут обсуждаться в широком кругу журналистов, менеджеров печатных и электронных СМИ, а также известных экспертов.

«Для оценки публикаций привлечены специалисты в области психического здоровья, которые оценивали статьи на предмет получения психического ущерба читателями, — отмечают в комиссии. — В число экспертов, проводивших мониторинг, также входят конфликтологи, политологи, лингвисты и международные медиаэксперты».

По итогам обсуждения комиссия примет решение, которое будет распространено среди государственных органов и опубликовано в СМИ.

Июль, 21

Нарынское областное телевидение, г.Нарын

Часть сотрудников Нарынского областного телевидения направила обращение Президенту КР Розе Отунбаевой. В обращении творческий коллектив выражает недовольство с политикой, проводимой руководителем данного телевидения Бейшенбек Калыковым.

В обращении также говорится о том, что в деятельности руководства компании имеются финансовые и трудовые нарушения.

Июль, 28

Журналисты юга КР, г.Ош

Ряд журналистов юга Кыргызстана выразили недовольство в связи с тенденциозной публикацией на американском сайтеwww.eurasianet.org. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 28 июля 2010 года сообщил один из местных журналистов.

«На этом сайте появилась статья «Массовый исход» узбеков из южного Кыргызстана» под подписью Алишера Хамидова, — сказал он. — В ней ошский автор утверждает о том, что «Местные газеты и телеэфир в Оше и Джалал-Абаде заполнены статьями и репортажами националистического толка. Некоторые призывают к массовому выдворению узбекского населения». Данное обвинение по отношению к местным СМИ вызвало негодование у журналистов».

Представители прессы также заявляют, что А.Хамидов всегда нагнетает и без того сложную ситуацию в регионе.

По мнению некоторых узбекскоязычных журналистов, А.Хамидов подставляет своих коллег, которым приходится «краснеть» за него, и хуже того, вносит раскол между журналистами двух этнических групп.

Июль, 29

Гульжамал Жороева, экс-главный редактор «Ош жанырыгы», г.Ош

Не все журналисты газеты «Ош жанырыгы» («Эхо Оша») поддержали распоряжение и.о. губернатора Ошской области об увольнении главного редактора издания Гульжамал Жороевой. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 28 июля 2010 года сообщил заместитель главного редактора этой газеты Алмаз Нурдинов.

«Во время собрания в редакции газеты я открыто высказался о том, что мнение коллектива учредители не учли, — сказал он. — С приходом Г.Жороевой в редакцию газеты, она смогла улучшить содержание газеты, которая стала также печататься в цветном формате. Также была нормализована материально-техническая база редакции».

По мнению А.Нурдинова, никаких противоправных действий бывший главный редактор не совершала. Однако в распоряжении госадминистрации Ошской области за подписью и.о. губернатора Сооронбая Жээнбекова говорится о том, что Г.Жороева освобождена на основании акта комиссии по заявлению одного из сотрудников газеты «Ош жанырыгы», согласно которому бывший руководитель газеты превысила служебные полномочия.

В свою очередь Г.Жороева отметила, что мотивы ее освобождения необоснованны, так как приведенные факты в вышеуказанном акте не нашли своего подтверждения. Она также считает свое незаконное освобождение ущемлением ее прав и достоинства, как гражданки и должностного лица, и готова обратиться в судебные инстанции.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1. Нападения на журналистов

 Июль, 05

Национальная телерадиокомпания КР, Ошская область

Съемочная бригада Национальной телерадиокомпании (НТРК) по Ошской области стала осторожнее работать в местах массового скопления людей. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 5 июля 2010 года сообщила корреспондент НТРК Гульбара Кенжеева.

«В первые дни беспорядков в Оше наша съемочная бригада подверглась рукоприкладству со стороны воинствующе настроенных ребят, — сказала она. – Пострадал наш оператор Ибрагим Ашуров, но за него вовремя заступились коллеги из других СМИ».

По словам И.Ашурова, днем 11 июня на него набросился с кинжалом молодой человек, но его вовремя остановили другие журналисты. «Он никак не хотел уходить от автомобиля, где находилась наша съемочная бригада, раскачивал машину и не давал нам возможность уехать со злополучного места», — сказал он.

Журналисты, воспользовавшись моментом, тогда были вынуждены быстро ретироваться и с тех пор стараются прилагать максимум осторожности при выполнении своих профессиональных обязанностей.

 

КОММЕНТАРИЙ

В данном случае деяние правонарушителя подпадает под действия соответствующей статьи УК КР, предусматривающей уголовную ответственность за покушение на совершение преступления против здоровья, а также ст. 151 УК КР, которая предусматривает уголовную ответственность за  воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

 

2. Заключение под стражу журналиста

 Июль, 05

Улугбек Абдусаламов, главный редактор «Дийдор», г.Джалал-Абад

Международная правозащитная организация «Amnesty International» («Международная амнистия») призывает власти Кыргызстана к немедленному и безусловному освобождению Улугбека Абдусаламова — одного из лидеров узбекской общественности Джалал-Абада, главного редактора газеты «Дийдор», сообщает сайт «Фергана.Ру».

Журналист был задержан 14 июня в селе Бозор-Коргон Джалал-Абадской области. Как рассказал «Фергане.Ру» лидер партии «Родина» Азамжан Акбаров, когда они выезжали из этого села их машину остановил черный джип без номеров. Оттуда вышли люди в форме и сказав, что им нужен У.Абдусаламов, забрали его. Остальных пассажиров они не трогали. У.Абдусаламов был помещен в изолятор временного содержания Базаркоргонского районного отдела внутренних дел (РОВД), затем переправлен в районное отделение службы национальной безопасности (СНБ), сейчас он находится под стражей в Джалал-Абаде.

Прокуратура области обвиняет его в разжигании межнациональной вражды и причастности к участию в беспорядках 19 мая возле университета Дружбы народов имени А.Батырова. Кроме того, власти усмотрели подстрекательства к этнической ненависти в двух статьях, которые были опубликованы У.Абдусаламовым в газете «Дийдор». «Amnesty International» ознакомилась с этими публикациями и считает, что обвинения в адрес журналиста беспочвенны.

Улугбеку Абдусаламову назначен государственный адвокат, семье и правозащитникам отказывают в доступе к нему. Они опасаются за здоровье журналиста, так как в 2009 году он пережил кровоизлияние в мозг, у него высокое артериальное давление и заболевание сердца.

«Amnesty International» считает Абдусаламова «узником совести», обеспокоена угрозой жестокого обращения с журналистом и призывает всех желающих ему помочь отправить Президенту Кыргызстана Розе Отунбаевой и министру внутренних дел Болоту Шеру (Болотбеку Шернизяову) обращения, в которых требуется отпустить Улугбека Абдусаламов немедленно и безоговорочно, обеспечить ему доступ к адвокату по его выбору, разрешить членам семьи посетить его, обеспечить У.Абдусаламову доступ к медицинской помощи и позволить правозащитникам, журналистам и другим активистам гражданского общества выполнять свою работу без угрозы притеснения или препятствий со стороны властей.

Июль, 28

Улугбек Абдусаламов, главный редактор «Дийдор», г.Джалал-Абад

Главного редактора джалал-абадской газеты «Дийдор» Улугбека Абдусаламова перевели в медицинское учреждение. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 28 июля 2010 года сообщил один из его адвокатов.

По его словам, здоровье журналиста вызывало серьезные опасения, в связи с чем защита настояла вернуть У.Абдусаламова в больницу. «В данное время он находится на стационарном лечении под наблюдением врачей и окончательное обвинение ему не предъявлено, что может послужить поводом для новых обвинений», — сказал он.

Родственники журналиста сообщили, что в данное время состояние его здоровья удовлетворительное, и он нуждается в покое. У главного редактора повышенное артериальное давление, болезнь внутренних органов, ему рекомендован постельный режим и соблюдение диеты.

Напомним, что Улугбек Абдусаламов был задержан 14 июня 2010 года в Джалал-Абаде во время беспорядков. Журналиста обвиняют в разжигании межнациональной розни.

КОММЕНТАРИЙ

При избрании меры пресечения согласно требованиям действующего законодательства (ст. 102 УПК КР) необходимо учитывать имеет ли обвиняемый или подсудимый возможность скрыться от следствия или суда, либо воспрепятствовать объективному ведению следствия и разбирательству дела в суде, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью. Также учитываются условия для обеспечения исполнения приговора. Кроме того, согласно ст. 103 УПК КР при разрешении вопроса о необходимости применить меру пресечения, определении ее вида следователь, прокурор, суд учитывают также тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, подсудимого, род их занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

В случае с У. Абдусаламовым, можно было ограничиться избранием меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества.

3. Обыск в помещении СМИ

 Июль, 10

«ОшТВ», г.Ош

9 июля в офис частной телекомпании «Ош-ТВ» прибыла вооруженная группа людей, которые представились сотрудниками госслужбы национальной безопасности (ГСНБ), сообщает сайт «Фергана.Ру».

По информации достоверного источника «Фергана.Ру», визитеры изъяли часть архива дисков с видеозаписями телепрограмм. После чего в офис был привезен директор телекомпании Халиол Худайбердиев, в присутствии которого были изъяты документы «Ош-ТВ» и оставшаяся часть архива, а также жесткие диски с компьютеров.

По предположению источника «Фергана.Ру», визит силовиков вызван намерением отыскать и изъять диск с записью выступления лидера узбекской общины Джалал-Абада Кадыржана Батырова, которое транслировалось незадолго до начала беспорядков в Джалал-Абаде 19 мая 2010 года. Впрочем, отмечает источник, еще в мае, сразу после трансляции этой видеозаписи, ее копия была предоставлена силовикам по их требованию.

«Фергана.Ру» напоминает, что незадолго до событий в эфире телеканалов «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ» были показаны выступления Кадыржана Батырова на митинге этнических узбеков, где были высказаны предложения по поводу пропорциональной представленности этнических узбеков в органах власти в южных областях Кыргызстана, дабы избежать дисбаланса. Телеканалы никак не прокомментировали эти выступления, которые вызвали возмущение этнических киргизов, собравшихся 19 мая на свой митинг на ипподроме г.Джалал-Абад.

Телекомпания «Ош-ТВ» работает с 1991 года, вещание велось на кыргызском, узбекском и русском языках. Когда в Оше начались беспорядки, деятельность телекомпании была приостановлена и возобновилась неделю назад.

Как рассказал Х.Худайбердиев «Фергане.Ру», после двухчасового допроса его отпустили домой. Однако мероприятие спецслужб проводилось с грубыми нарушениями процессуальных норм: ему не было предъявлено никакого обвинения, никакого уголовного дела, в рамках которого мог бы проводиться обыск и изъятие части имущества телекомпании, а также никакого ордера.

«Обыск и изъятие происходили без понятых. не было сделано описи изъятого имущества, не был составлен протокол. У нас изъяли два системных блока и жесткие диски с трех видеомонтажных компьютеров, а также два-три пакета дисков с архивами. Наша работа почти парализована», — рассказал Х.Худайбердиев. Из-за этого в телекомпании лишены возможности производить новостные программы, и способны демонстрировать на оставшемся оборудовании только архивные фильмы и музыкальные заставки развлекательного характера.

КОММЕНТАРИЙ

В данном случае, нарушение требований действующего уголовно-процессуального законодательства налицо. Так, согласно ст. 184 УПК КР обыск и выемка, а также обыск и выемка в жилище производятся с участием понятых по мотивированному постановлению следователя с санкции прокурора. В соответствии со ст. 186 УПК КР о произведении обыска или выемки составляется протокол с соблюдением требований УПК КР, а копия протокола обыска и выемки вручается под расписку лицу, у которого они были произведены, либо совершеннолетнему члену его семьи, а при их отсутствии — представителю жилищно-эксплуатационной организации либо органам местного самоуправления. Если обыск и выемка производились в организации, копия протокола вручается под расписку ее представителям.

 

4. Похищение имущества и причинение вреда имуществу СМИ и журналистов

 Июль, 05

«Эхо Оша», г.Ош

Автомобиль ВАЗ-2107, принадлежавший сотруднику газеты «Эхо Оша» Турсунбаеву Карабаеву, до сих пор не найден. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 5 июля 2010 года сообщил журналист этого издания Альберт Мамуров.

«Машину нашего коллеги угнали еще 11 июня, — сказал он. – Заявление в правоохранительные органы было подано позже, 18 июня. Как нам сообщили в милиции, поиски автомобиля до сих пор продолжаются».

Однако по неофициальным источникам стало известно, что «Жигули» могли разобрать на запчасти и поэтому искать её уже не имеет смысла. В тоже время по сведениям УВД г.Ош на 1 июля этого года, найдено 54 автомобилей, угнанных во время беспорядков в Оше. Все они возвращены законным владельцам.

Июль, 05

«ДДД», г.Ош

Дом, где со своей семьей проживала редактор ошской телекомпании «ДДД» Муаззам Зайнабетдинова, полностью сгорел. Об этом она 5 июля 2010 года сообщила региональному корреспонденту ОО «Журналисты».

«У нас сейчас нет жилья и поэтому мы вынуждены жить в палатке, которую получили по линии гуманитарной помощи, — сказала она. – Во время беспорядков наш дом сначала был разграблен, несколько ребят из толпы потребовали отдать золото и драгоценности, после чего подожгли недвижимость».

По словам М.Зайнабетдиновой, кроме вещей и оргтехники, которая находилась в доме, грабители увели несколько голов домашнего скота.

«Мы ждем комиссию, чтобы её члены убедились в том, что мы остались без жилья, — говорит журналист. – Запечатлели сгоревший дом на фото. Будем очень надеяться на то, что со стороны государства нам будет оказана поддержка в восстановлении дома».

В настоящий момент редактор ошской телекомпании «ДДД» временно не работает, и, следовательно, испытывает материальные трудности, а также нуждается в правовой поддержке.

 

КОММЕНТАРИЙ

В первом случае действия злоумышленника или злоумышленников можно квалифицировать по ст. 172 УК КР, которая гласит, что неправомерное завладение автомобилем или иным автомототранспортным средством — наказывается исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Что касается второго факта, то правонарушители должны нести уголовную ответственность за преступления против собственности в зависимости от суммы причиненного материального ущерба по соответствующим статьям УК КР, а также по ст. 174 УК КР, т.е. за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб, совершенное путем поджога.

 

5. Нарушение хозяйственных прав.

 Июль, 06

«Акыйкат», г.Джалал-Абад

Джалал-Абадский филиал «Кыргызпочтасы» на 1 июля 2010 года задолжал редакции газеты «Акыйкат» 800 тыс. сомов (около $17200). Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» сообщил главный редактор этого еженедельника Жалил Сапаров.

«Учредителем газеты является госадминистрация Джалал-Абадской области и мы не получаем от нее никакой помощи,- сказал он. — Редакция своими силами находит средства на типографские расходы и услуги содержания офиса. Если «Кыргызпочтасы» в ближайшее время не выплатит наши долги, газета перестанет издаваться из-за отсутствия средств».

По мнению Ж.Сапарова, редакцию также обременяет налог на спецсредства, который составляет 20%. Тираж газеты, который до начала июньских событий составлял 5000 экземпляров, упал почти в два раза – до 3000 экземпляров. Главный редактор отметил, что количество полос в газете также сократилось с 16-ти до 8-ми.

 

КОММЕНТАРИЙ

В данном случае необходимо исходить из содержания договора, заключенного между Джалал-Абадским филиалом «Кыргызпочтасы» и редакцией газеты «Акыйкат». Согласно ст. 14 Гражданского кодекса КР лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или соответствующим закону договором не предусмотрено иное.

Под убытками понимаются: расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 15 ГК КР убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению государством.

 

6. Нарушение трудовых прав журналистов.

 Июль, 28

«Ош жанырыгы», г.Ош

Учредители газеты увольняют главного редактора областной государственной газеты «Ош жанырыгы» («Эхо Оша»). Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 28 июля 2010 года сообщила руководитель этого издания Гульжамал Жороева.

«Я вчера узнала, что в госадминистрации Ошской области издан приказ о моем увольнении, — сообщила она. — При этом меня никто официально не проинформировал о причинах моего освобождения от поста главного редактора. За моей спиной ведутся интриги, хотят найти нарушения, но их нет, видимо, кому-то нужно мое место, за которое я не держусь, потому что думаю о развитии газеты в целом».

По словам Г.Жороевой, незаконное увольнение нарушает ее трудовые права, поэтому она намерена обратиться в судебные инстанции, а также за юридической консультацией и помощью медиа-организациям в Кыргызстане.

Июль, 19

Абдувахаб Мониев, экс-главный редактор «Пресс.kg», г.Бишкек

Журналисты в Кыргызстане подали в суд на своего бывшего главного редактора, возглавившего правительственную газету, сообщает ИА «24.kg».

Иск подан к бывшему главному редактору частной газеты «Пресс.kg» Абдувахабу Мониеву и ее учредителю Эркину Эргешбаеву. Журналисты — Усон Касыбеков, Заир Бактыбаев, Назира Салиева и Асылкан Шайназарова, ранее трудившиеся в издании, требуют выплатить им заработанные деньги. Они утверждают, что руководство газеты задолжало им за полгода. Но руководство, как отмечают журналисты, вплоть до последнего времени немотивированно отказывалось от выплат.

Иск принял Октябрьский райсуд столицы. Районная Фемида уже дважды пыталась собрать на процессе все стороны. Однако в отличие от учредителя частного издания Абдувахаб Мониев, не так давно назначенный главным редактором правительственный газеты «Эркин-Тоо», на заседание так и не явился. В одном из интервью он заявил, что иск журналистов не имеет основания, а сам он извещения из суда не получал.

Тем временем райсуд рекомендовал сторонам решить вопрос мирно, призвав учредителя и бывшего главного редактора частного издания в течение недели погасить задолженность перед журналистами. Следующее заседание назначено на 22 июля 2010 года.

«Мы хотим создать юридический прецедент и взыскать через суд честно заработанные деньги, — заявил ИА «24.kg» один из истцов Усон Касыбеков. — Ибо доподлинно известно, что обманутых, оскорбленных и униженных среди журналистов достаточно много».

 

КОММЕНТАРИЙ

По первому факту отметить следующее, что ст. 83 Трудового кодекса КР предусматривает ряд основанийрасторжения трудового договора по инициативе работодателя. Кроме того, ст. 327 Трудового кодекса КР предусматривает дополнительный порядок расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), которая гласит, что в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже двух среднемесячных размеров оплаты труда. В данном случае, если Г. Жороева считает свое освобождение от занимаемой должности незаконным, то она вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных трудовых прав.

Что касается второго случая, то, согласно ст. 157 Трудового кодекса КР заработная плата выплачивается не реже одного раза в месяц. Сроки выплаты заработной платы устанавливаются коллективным договором или локальными нормативными актами организации.

При нарушении работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска и других выплат работодатель обязан выплатить дополнительно за каждый просроченный календарный день 0,15 процента от невыплаченной денежной суммы на день фактического расчета.

 

 

7. Нарушение норм законодательства об акционерных обществах

 Июль, 20

«ОшТВ», г.ОШ

Руководители частной телекомпании «ОшТВ» были вынуждены скрыться в неизвестном направлении. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 20 июля 2010 года сообщил источник, пожелавший остаться неизвестным.

«Представители ГСНБ Кыргызстана 9 июля 2010 года провели обыск в офисе и на студии «ОшТВ», откуда были изъяты архивные материалы, — сообщил он. — Затем часть оборудования была демонстративно повреждена. Мне позже стало известно, что руководство вынуждают отдать телекомпанию государству».

По сообщению местных журналистов, была предварительная договоренность о том, что 51% акций телекомпании «ОшТВ» будет передано местным органам власти, а 49% останется у них. Однако затем была речь о том, чтобы телекомпания полностью перешла под контроль мэрии г.Ош. Эти обстоятельства вынудили руководство телекомпании временно уйти в подполье.

 

КОММЕНТАРИЙ

Чтобы дать правовую оценку данному случаю, необходимо ознакомиться с учредительными документами телекомпании «ОшТВ».

Согласно ст. 10 Закона КР «Об акционерных обществах» учредителями общества являются физические и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Правительство и органы местного самоуправления могут учреждать или выступать в качестве соучредителей общества или приобретать акции и быть акционерами общества. В соответствии со ст. 74 указанного закона лицо, имеющее намерение самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) приобрести 50 или более процентов размещенных простых акций общества с учетом количества принадлежащих ему акций, обязано не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций направить обществу письменное заявление с предложением о приобретении указанных акций с указанием цены их приобретения.

Акционер вправе принять предложение о приобретении акций в срок не более 30 дней с момента получения предложения, а лицо, сделавшее такое предложение, обязано их выкупить.