О культуре речи

Среда Май 8th, 2013

Рубрика: Интересное из блогов

Версия для печати


Человек через слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ…
Г.Р.Державин

УСУБАЛИЕВА Гульнара Мадалбековна,
Старший преподаватель русского языка Международного университета инновационных технологий

Речь человека — это своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общался говорящий, каков его культурный уровень. Вспомним героев художественной литературы, людей вокруг нас разных по возрасту, месту проживания, уровню образования.

Так, Эллочка-людоедка из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» знала всего тридцать слов. Обратите внимание, какой была речь героини «Пигмалиона» Бернарда Шоу.

От степени владения нормами и богатством языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий описать то или иное жизненное явление, выразить свои личные суждения, вызвать интерес у своих слушателей и оказать на них определенное воздействие. Чтобы овладеть таким умением необходимо учиться культуре речи.

Речь – это зеркало культуры каждого человека, в котором отражается индивидуальное, характерное для него пользование языком. Несомненно, окружающее общество заинтересовано в том, чтобы речь человека была правильной, точной, свободной от всего, что может помешать взаимопониманию людей в обществе. Не случайно, в последние десятилетия пристальное внимание лингвистов и широ­ких слоев общественности привлечено к проблемам культуры речи, поскольку это существенный элемент культуры человека в целом.

Вопросы культуры речи особенно остро встают в эпоху становления литературных языков, формирования системы литературных норм. Такие явления характерны для периодов различных социальных преобразований. Интенсивное изменение русского языка происходило в 20 веке и продолжается ныне.

Плодотворно работал в этой области С.И.Ожегов, внесший значительный вклад в теорию и практику русской речи, призывавший своих коллег сосредоточить все усилия на вопросе повышения речевой культуры народа. «Две взаимно связанные задачи стоят перед языковедами, — писал он, — создание пособий, доступных широким слоям трудящихся, и одновременно теоретическая разработка языковедческих проблем, непосредственно относящихся к вопросам языковой нормализации и тем самым к вопросам повышения культуры речи».

Значительным вкладом в разработку вопросов культуры речи являются книга Л. И. Скворцова «Теоретические основы культуры речи», учебное пособие Б. Н. Головина «Основы культуры речи», в которых авторы рассматривают основные понятия и термины культуры речи, разработаны основные требования к публичным выступлениям, показаны языковые и речевые стили в их отношении к культуре речи.

Следует отметить научную деятельность Института русского языка имени А.С.Пушкина, связанную с распространением и культивированием русского языка за рубежом. Эти важные аспекты исследований разрабатываются учеными института: Ю.А.Бельчиковым, .Г.Костомаровым, Н.А.Фединой, Н.И.Формановской и другими.

В настоящее время особое внимание следует уделять культуре речи, поскольку наблюдаются негативные явления в повседневной речевой коммуникации. При этом в языке средств массовой коммуни­кации, а также в речи отдельных индивидуумов можно наблюдать следующие тенденции в использовании языковых средств:

• давление ненормированной речевой стихии;

• наплыв иноязычной лексики, преимущественно английского происхождения;

• использование жаргонной лексики, сленговой лексики.

Умение грамотно писать и говорить на русском языке — привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Человек, который постоянно пересыпает свою речь иностранными словами, канцелярскими оборотами или словами паразитами, засоряет свою речь. Важная задача преподавателя, независимо от того, какой предмет он преподаёт- учить так чтобы, учащиеся сразу и на всю жизнь приобрел навыки грамотно писать и говорить.

Культура речи – это теоретическая и практическая дисциплина, изучение которой тесно связано с другими дисциплинами, изученными ранее, как видно из предложенной ниже схемы.

Важное место подготовке студентов занимает самостоятельная работа, которая позволить оптимально организовать подготовку по изучаемому предмету.

«Проверь себя»

Проанализируйте свою речь с точки зрения ее разнообразия: характерны ли для нее сложные синтаксические конструкции, вопросительные предложения, фразы с причастными и деепричастными оборотами; встречаются ли в вашей речи риторические вопросы, красочные метафоры, образные сравнения, пословицы и поговорки, фразеологические обороты? На основе анализа сделайте вывод, владеете ли Вы культурой русской речи.

Обратите внимание на разнообразие речи вашей подруги или друга с которыми в наиболее тесно общаетесь. Внимательно вслушайтесь в речь прохожих журналистов дикторов. Чья речь вам больше нравится и почему?

«Кутбилим»